По сведениям международного сервиса GetTransfer.com, в последние два года продажи только мелкого электротранспорта выросли в 15 раз. А только одна немецкая компания BMW до 2030 года планирует выпустить 7 миллионов электромобилей. Подобные темпы производства аккумуляторных блоков и у других производителей автоматически означают необходимость создания соответствующей инфраструктуры их утилизации и переработки. К счастью, стратегии утилизации литий-ионных аккумуляторов предлагают не только возможность экологически безопасной утилизации, но и повторной переработки материалов, использующихся при создании батареи.
О том, как будет проходить утилизация и переработка аккумуляторов электротранспорта рассказала Екатерина Демичева, директор по развитию АО «Русатом Гринвэй».
«Развитие электротранспорта в России подразумевает сразу несколько аспектов: экономический, как фактор развития индустриализации и повышения занятости населения, социальный аспект, а также экологический. Сегодня важно следить за этими трендами в контексте стратегии развития электротранспорта в стране. Недавно прошла встреча лидеров большой семерки, и в официальном документе лидеры стран отразили свою позицию — к 2030 году в рамках развития климатической повестки они будут способствовать переходу на электротранспорт. Поэтому нам, как государству, которое еще только выстраивает свою политики в этом вопросе, обязательно нужно учитывать международные тренды. Прежде, чем принимать решения, необходимо изучить международный опыт, чтобы не тратить драгоценное время на «набивание своих шишек». Европейский союз — самый яркий пример в плане развития климатической повестки. Как только в Евросоюзе было принято решение о защите климата, сразу же приняли решение о развитии электротранспорта, новых систем накопления, выработке энергии. Буквально следом выпускается документ о регулировании химического состава батарей и директива о правильной утилизации. Помимо прочего, огромное количество предприятий в Европе (более 50), разрабатывающих и перерабатывающих батареи, уже сейчас успешно перерабатывают системы накопления энергии. Когда Европейский союз подошел к выработке концепции развития электротранспорта, они озадачились строительством этих заводов, чтобы огромное количество накопителей энергии в итоге не оказались на свалках и в местах накопления/хранения отходов в ожидании своего часа. Более 90% аккумуляторов электротранспорта и автономных источников энергии попадают на полигоны и приводят к образованию объектов накопленного вреда окружающей среде. Это происходит вследствие отсутствия эффективной системы переработки.
Понимая эти тенденции, мы действуем на опережение, учитывая новую концепцию, предоставленную Минэкономразвития по развитию электротранспорта до 2030 года. Проблема утилизации возникнет, может, не через 2-3 года, но уже через 5-7 лет ее придется быстро решать. В связи с этим было принято решение о создании пилотного проекта по переработке аккумуляторов электротранспорта и накопителей энергии от различных других систем в Нижегородской области. Оно будет обеспечивать переработку аккумуляторов электротранспорта, железнодорожного транспорта, все то, что сегодня масштабно не перерабатывается. Сейчас в рамках проектирования предприятия технологический процесс планируется выстроить на производство вторичных материальных ресурсов. Экотехнопарк «Центр» станет первым в России проектом по созданию производства замкнутого цикла в сфере электротранспорта. На объекте планируется разместить 5 автоматических технологических линий для сортировки и переработки каждого типа аккумуляторов. Проект пройдет все государственные экспертизы, включая этапы общественных обсуждений. Безусловно, предприятие должно быть экологически безопасным, поэтому будут предусмотрены многоуровневые системы экологического мониторинга и общественный контроль».
Отметим, что в соответствии с российским законодательством, к началу 2022 года проектная документация по экотехнопарку «Центр» пройдет все необходимые государственные экспертизы и общественные обсуждения. Только после этого будет принято решение о начале строительства.
Читайте далее: