Во всем мире железные дороги и проекты легкорельсового транспорта становятся все более автоматизированными или вовсе обходятся без машиниста в кабине. В 2018 году Международная ассоциация общественного транспорта установила, что в 42 городах мира уже работают автоматизированные линии метро. В июне 2019 года англо-австралийский горнодобывающий гигант Rio Tinto запустил первую в мире полностью автоматизированную железнодорожную сеть на одном из своих рудников, а французский железнодорожный оператор SNCF хочет разработать к 2023 году прототип поезда без машиниста. Не отстает от тенденций и Россия — на экспериментальном кольце в Щербинке в Москве ведутся испытания беспилотного поезда «Ласточка».
Павел Мыльников, первый заместитель директора Санкт-Петербургского филиала, АО «НИИАС» рассказал об уровнях автоматизации поездов, ходе пилотного эксперимента и том, какая судьба ждет машинистов, профессия которых, кажется, будет вовсе забыта.
«Дорога, ведущая к разработке беспилотного поезда, началась еще в 2015 году с идеи об обеспечении автоматизации движения беспилотного маневрового локомотива. До фактической реализации задумки прошло 2 года, в 2017 году был запущен первый беспилотный маневровый локомотив, но с определенными ограничениями. В 2017 году стартовала работа по техническому зрению для этого локомотива и параллельно с этим развивалось беспилотное пассажирское движение. К 2019 году на Московском центральном кольце был испытан поезд с уровнем автоматизации GoA-3 и был выявлен ряд технических особенностей, которые в условиях эксплуатации требуют пересмотра подхода к созданию конструкции электропоезда. Совместно с уральскими локомотивами был спроектирован ЭС2Г-136 с уровнем автоматизации GoA 3+. На сегодняшний день к 2022 году разработки подходят к последней градации уровня GoA 4, где учтены все особенности, в том числе, влияние машиниста внутри электропоезда на систему управления.
Немаловажным фактором является то, что беспилотное движение невозможно без инфраструктуры — она позволяет подпитать систему технического зрения, систему управления информационными сигналами, которые сейчас визуально контролирует машинист. Уровень GoA 4 подразумевает, что все управление дверьми заложено на автомате. Для этих целей уже запущен пилотный проект с набором сенсоров, который позволяет с помощью нейронной сети контролировать любые изменения, которые происходят в дверном проеме.
Одной из проблем являются нормативные пробелы. Несмотря на то, что недавно было подписано распоряжение о типах препятствий которые должна обнаруживать система технического зрения, какие именно требования будут предъявляться к системе технического зрения в вопросах расстояния, на которое система должна распознавать препятствия остается открытым. Этот вопрос требует обсуждения и нормативного урегулирования.
При все вышесказанном, нельзя забывать про человека — машинист, как неотъемлемая часть электропоезда должен перейти дальше. В рамках этой задачи создается ситуационный центр, который обеспечивает мониторинг всей инфраструктуры и беспилотных поездов. Так, каждый машинист-оператор может одновременно мониторить 4 электропоезда, при этом, если возникает аварийная ситуация, он переключает весь фокус внимания на один поезд. Сейчас стоит вопрос переобучения персонала, который уже решается».
Напомним, что беспилотные электропоезда начнут курсировать по Московскому центральному кольцу (МЦК) в 2024 году, в мае 2021 года об этом заявил глава РЖД Олег Белозеров. Ранее компания готовилась запустить их в 2021 году.
Читайте далее: