Цифровые технологии: от цифровизации агломераций до умных тахографов

Еще в 2019 году на площадке форума «Транспорт России» прошло заседание рабочей группы по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на дорожной сети субъектов РФ. В ходе заседания представители и консультанты Федерального дорожного агентства познакомили делегатов от муниципальных и региональных органов власти, а также местных управлений Росавтодора с «Концепцией внедрения интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях». О том, как данная система должна функционировать на практике рассказал Норайр Блудян, директор Ассоциации «ТАМА», д.т.н. в рамках отраслевой конференции «Цифровые технологии в организации автоперевозок пассажиров и грузов. Нововведения законодательной системы при автоперевозках».

«Цифровизация и трансформация транспортной системы в рамках агломераций не может происходить сама по себе и в отрыве от всего того, что происходит в городе. Сегодня на уровне города должны быть приняты все меры для того, чтобы связать все существующие тренды мобильности. Если они не будут связаны между собой, мы получим разнородные сектора жизнедеятельности города. В рамках создания интеллектуальных транспортных систем сегодня ведется оживленная деятельность. Объективно, то, что декларируется сейчас, на самом деле не является интеллектуальными транспортными системами. В основном речь идет об интеллектуализации инфраструктуры, и предполагается, что это и есть ИТС. С точки зрения агломерационного развития мы понимаем, что ИТС состоит как минимум из 3-ех глобальных частей: инфраструктура, транспортные средства, система перевозки.  Удачным примером цифровизации систем перевозок является транспортная система «По пути», которая позволяет заказать автобус по нужному маршруту через мобильное приложение. Проект работает на территории Новой Москвы. Также в эту сеть входят средства индивидуальной мобильности – электросамокаты».

В рамках сессии  начальник Управления развития транспортных технологий ФБУ «Росавтотранс»Анатолий Конопляный рассказал о реализация на базе ФБУ «Росавтотранс» пилотного проекта по сбору, хранению, обработке и передаче информации при использовании тахографов с функцией автоматической передачи данных в режиме реального времени и устройств систем мониторинга, контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути в контрольные органы с использованием существующих информационных систем, имеющих возможность обработки тахографической информации из АИС «ТК», в том числе путем создания новых тестовых подсистем и контуров.

«Каждый год автомобильным транспортом осуществляется большее количество перевозок пассажиров и грузов, чем всеми остальными видами транспорта вместе взятыми. При этом, к сожалению, с участием транспортных средств ежегодно происходит порядка 16 000-18 000 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди. Основная причина ДТП заключается в общем уровне дисциплины водителей транспортных средств, а также нарушении установленных правил дорожного движения, — пояснил необходимость дополнительного контроля Анатолий Конопляный. — Пилотный проект проходил одновременно в 17 городах, среди которых были: Екатеринбург, Ижевск, Казань, Белгород и другие. В эксперименте участвовали 1068 единиц транспорта, один оператор связи и несколько компаний, выпускающих оборудование. города, в которых проводился эксперимент, выбирались не случайным образом. Нужно было, чтобы они отличались друг от друга по климатическим и дорожным условиям, а также по загруженности мобильных сетей. На данный момент достигнуты следующие результаты. Во-первых, разработаны требования к тахографам с функцией передачи данных, определено, какую информацию они обязаны регистрировать и передавать, разработаны форматы и протокол передачи тахографических данных. В ноябре был до конца оптимизирован протокол взаимодействия тахографа с устройствами контроля состояния водителя в пути. Вышеперечисленные результаты уже позволили обеспечить юридическую значимость передаваемой онлайн-тахографом информации». 

Отметим, что в ходе конференции  эксперты не раз обращали внимание, что внедрение новых цифровых технологий, в том числе в транспортной отрасли, создает новые формы общественных отношений, которые требуют нормативно-правового регулирования. Вместе с тем они отмечали, что наблюдается эффект «запаздывания» законодательства в связи с необходимостью выработки новых подходов. Основными путями преодоления такого запаздывания являются введение экспериментального правового режима для апробации цифровых технологий, а также создание общего правового регулирования, содержащего базовые положения и принципы, которые позволили бы адаптировать не учитывающий современные потребности закон под новые обстоятельства.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика