В четверг 30 ноября 2017г. в Отеле «Марриотт Москва Гранд Отель» (г. Москва, ул. Тверская, д. 26/1) состоялся Федеральный форум «Smart Cars & Roads – цифровая трансформация экосистемы «автомобиль-дорога» в Российской Федерации».
Программа форума оказалась очень насыщенной, присутствовало большое количество экспертов и слушателей. Были представители производителей автомобилей (НТЦ ПАО «КАМАЗ», Volvo Group Trucks Россия, ПАО «АВТОВАЗ» и др.), представители компаний связи, сетевых компаний (ПАО «Мобильные ТелеСистемы», ФГУП «НИИ радио» (НИИР), ООО «Тетрон» и др.).
В основном, предметом обсуждения стали автономный автомобиль, различные роботы, полуроботы, системы адаптивного управления, системы передачи данных. Много говорили о тестировании беспилотных автомобилей в разных странах и о соответствии законодательства разных стран тому, чтобы на улично-дорожной сети появились автомобили с автономным управлением. Директору Института транспортного планирования Якимову М.Р. пришлось задать вопрос и настоять на конкретизации ответа, можно ли у нас в России где-то на дорогах необщего пользования тестировать такие беспилотные автомобили.
По мнению Якимова М.Р., существующие Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не позволяют это делать. Собственно, не позволяют это делать и Правила дорожного движения. Однако, представитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Игорь Астахов придерживается обратного мнения, что можно заниматься тестированием таких автомобилей на закрытых территориях, автопарках, например, Сколково или на территории производственной базы того же автозавода НТЦ ПАО «КАМАЗ. Сложно сказать, кто здесь прав.
Интересный был доклад основателя CarCoin Ивана Пекшева «Отраслевая Цифровая Платформа для рынка автострахования как драйвер роста отрасли». Лейтмотив этого доклада был примерно такой: автоюристы научились работать лучше, чем автостраховщики. Интересная мысль.
Также интересным было выступление о системах помощи водителям: различных ассоциациях, клубах, подписках. Оказывается, уже сейчас в мобильном автонавигаторе от компании Яндекс уже встроена функция вызова помощи на дорогах.
Более того, показался интересным доклад генерального конструктора — директора по эксплуатации ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» Михаила Кораблева о системе ЭРА-ГЛОНАСС и развитии этой системы в направлении фиксации дорожно-транспортных происшествий. Одновременно установка видеорегистратора и системы ЭРА-ГЛОНАСС позволяют в автоматическом режиме формировать европротокол.
По поводу системы ЭРА-ГЛОНАСС в кулуарах обсуждали небольшую проблему (на самом деле, проблема очень большая!), что сейчас за бюджетные деньги в Российской Федерации развивается две федеральные программы: ПЛАТОН и ЭРА-ГЛОНАСС, которые, по большей части, дублируют друг друга. Зачем устанавливать и развивать систему ПЛАТОН, ставить считывающие устройства, если всё то же самое может сделать система ЭРА-ГЛОНАСС, после того, как мы будем идентифицировать все выпускаемые и находящиеся в эксплуатации автомобили, в том числе и коммерческие. Зачем развивать две системы одновременно?
Более того, на форуме присутствовал директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт» Борис Ионов, который рассказывал, как летом 2018 года мы перейдем на электронные паспорта транспортных средств, и все они будут записаны в базе. Действительно, очень интересный вопрос. Сейчас мы можем встретить на территориях общего пользования автомобиль, на котором прикреплен государственный регистрационный номер, который открыт для всех (для того он и выполнен в виде читаемых букв и цифр). Однако, если мы попросим регистратора (в частности, ГИБДД) предоставить нам информацию о владельце этого автомобиля, нам ответят, что это строжайшая тайна, это персональная информация и т.д. и т.п. Неизвестно, что будет после введения электронных паспортов. Однако, стоит отметить, что три года назад Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) ввела электронные паспорта на объекты недвижимости. Если мы сейчас идем по улице, видим номер дома, номер квартиры, то мы можем запросить в Росреестре информацию о владельце этой квартиры, и она будет совершенно открытой. Кроме того, мы можем узнать фамилии и имена всех прежних владельцев этой квартиры, которые владели этой квартирой ранее с момента ее создания. И здесь нет каких-то нарушений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных». Так уже происходит три года, после того, как перешли на электронные свидетельства о регистрации объектов недвижимости. Будет ли такое с автомобилями? Скорее всего, нет. И совершенно непонятно, почему.