В Саратове запущены маршруты по брутто-контрактам

В Саратове расширяют линейку маршрутов, которые будут ездить на брутто-контрактах. С 1 августа автобусы вышли в город. В городе модель перевозок начали тестировать еще с осени прошлого года на некоторых маршрутах. Первой в стране «брутто-контракт» внедрила Москва. Потом последовали Тверь и Пермь, Новокузнецк, Омск, Санкт-Петербург и Южно-Сахалинск, Кострома и еще ряд городов.

Особенность брутто-контракта заключается в том, что заказчик, в данном случае муниципалитет, заключает договор на выполнение перевозок с оплатой на основе оценки транспортной работы, выраженной в значениях пробега, а иногда ещё и времени.

Кроме того, корреспондентам агенства транспортной информации «Российская академия транспорта» также удалось узнать о других транспортных инициативах в Саратове.

Председатель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта города Саратова Игорь Александрович Поздникин:

В настоящее время на территории муниципального образования «Город Саратов» идет реализация проекта «Скоростной трамвай». Для производства работ была остановлена работа нескольких трамвайных маршрутов. Для удобства жителей были установлены три новых автобусных маршрута, дублирующие закрытые на время реконструкции трамвайные маршруты. На данных маршрутах работают автобусы как большой, так и малой вместимости.

Данные маршруты начали свою работу по «нетто-контрактам», когда собранная выручка остается у перевозчика. Это первая практика применения на территории муниципального образования «Город Саратов» регулируемого тарифа в автобусных перевозках. Для минимизации неудобств жителей тариф на данных маршрутах составляет 10 рублей.

Исходя из анализа поступающих жалоб от граждан, нарекания к маршрутам, действующим в рамках «нетто-контрактов» сведены к минимуму, что говорит о положительном опыте для города Саратова.

Помимо этого, 01.08.2024 запущены два магистральных маршрута, на которых работает подвижной состав большой вместимости, проходящий через большую часть районов города. Данные маршруты работают по «брутто-контрактам», когда выручка будет перечисляться заказчику.

Говорить о положительных либо отрицательных сторонах «брутто-контрактов» можно будет спустя некоторое время работы маршрутов.

О трансформации договора перевозки пассажира в реалиях современной жизни в одной из наших статей уже писал аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Викторович Арефьев:

Организатор перевозок (государство или орган местного самоуправления) участвовал в процессе транспортного обслуживания населения тем, что давал разрешение работать на определенном маршруте, который уже в новейшей истории не мог устанавливать сам перевозчик. С другой стороны, в установлении расписания движения и всего остального, перевозчик имел полную свободу. Единственный нюанс касался маршрутов по регулируемым тарифам, где организатор перевозок мог этот тариф ограничить с компенсацией выпадающих доходов перевозчику через определенного рода соглашения. В этих условиях сохранялись все формальные признаки договора перевозки между пассажиром и перевозчиком.

В конце 2013 года в большом количестве стали появляться призывы предоставить больше прав органу государственной власти и местному самоуправлению в сфере транспортного обслуживания населения. Эти предложения реализовались в вышедшем в 2015 году Федеральном законе «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ. На момент своего появления Федеральный закон N 220-ФЗ не менял сути договора перевозки пассажиров, тем не менее несколько менял формат взаимоотношений между перевозчиками и организатором перевозок.

Организаторы перевозок получили больше прав, имели возможность определять не только то, где перевозчик будет работать, но и как он будет это делать. Государство получило право формулировать существенные условия оферты договора перевозки между перевозчиком и пассажиром. Объем данных прав зависел напрямую от формы тарифа (регулируемого или нерегулируемого), который работал на том или ином маршруте.

С появлением Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ транспортные администрации регионов и городов начали активно разрабатывать свою нормативную базу. Однако зачастую она была чрезвычайно низкого качества и принципиально мало что меняла. Большая часть регионов Российской Федерации продолжала осуществлять транспортное обслуживание своего населения по конкурсам, разыгранным 5-10 лет назад, при этом периодически пытаясь с переменным успехом провести конкурсные процедуры для обслуживания новых маршрутов.

Ближе к концу 2018 года все громче стали звучать призывы принципиально изменить механизм финансовых взаимоотношений между организатором перевозок и перевозчиками, изменить принципы дотаций перевозчиков и движения финансовых потоков. С уверенностью можно сказать, что инициатором таких фундаментальных изменений финансирования отрасли стали не перевозчики и не организаторы перевозок, и тем более не пассажиры. С большой долей уверенности можно сказать, что инициаторами новых принципов финансирования отрасли стали появившиеся на горизонте в то время инвесторы.

Людям, готовым вкладывать в обновление подвижного состава серьезные деньги, было мало тех гарантий, которые им давал договор перевозки с пассажиром. Им нужны были более серьезные, стабильные и предсказуемые контракты, желательно под гарантии бюджета муниципального образования или бюджета региона.

Реализация этой идеи в условиях наличия заинтересованных сторон в виде крупных инвесторов не заставила себя ждать. В середине 2020 года появились методические рекомендации по разработке «Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

В приложении № 7 к этим рекомендациям наконец появился термин, которым сегодня оперируют все причастные к организации работы общественного транспорта. Этот термин — «брутто-контракт». «Брутто-контракт» определялся как форма типового контракта. По смыслу такого «брутто-контракта», «плата за проезд пассажиров и провоз багажа поступает в распоряжение заказчика» и «оплата контракта осуществляется за фактически выполненный объем работ (пробег транспортного средства заданного класса и/или часы работы транспортного средства заданного класса и/или количество перевезенных пассажиров, установленному заказчиком) по цене единицы работы, предусмотренной контрактом».

С появлением такой формы финансовых взаимоотношений между перевозчиком, заказчиком и пассажиром ожидаемо возникло множество вопросов, относящихся к теме договора перевозки пассажиров. Появились вопросы, где, когда, между кем и кем в данной конструкции заключается договор перевозки пассажиров.

Со стороны трудно увидеть принципиальные изменения в порядке предоставления услуг. Пассажир все так же продолжает платить перевозчику, а перевозчик продолжает его перевозить в пункт назначения. Однако в данной конструкции перевозчик не является получателем оплаты за проезд, так как «плата за проезд пассажиров и провоз багажа поступает в распоряжение заказчика». Перевозчик скорее является агентом заказчика по сбору платы за проезд. То есть отсутствует один из основных признаков договора перевозки – возмездность.

Читать далее:

Двухсторонние договоры перевозки в трехмерной реальности брутто-контрактов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика