РЖД первыми в мире запустили автоматизированную «Ласточку» для перевозки пассажиров на МЦК

Впервые в истории железнодорожного транспорта России ОАО «РЖД» запустило электропоезд, который будет перевозить пассажиров в автоматическом режиме. Специально оборудованная «Ласточка» будет курсировать по Московскому центральному кольцу. Автоматика полностью берет на себя ведение поезда, с помощью нейронных сетей самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения и выполняет необходимые действия.

При этом машинист по-прежнему находится в кабине для контроля, открытия и закрытия дверей во время посадки и высадки пассажиров. В любой момент он сможет взять управление в свои руки. Таким образом, обеспечивается двойной контроль безопасности. По международной классификации это третий из четырех возможных уровней автоматизации.

Одним из первых пассажиров «Ласточки» с автопилотом стал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Он проехал в кабине инновационного состава, пообщался с разработчиками автоматизированной системы и машинистом электропоезда.

Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров:

Сегодня – поистине историческое событие: мы запустили беспилотное движение на железнодорожном транспорте. Мы первые не только в России, но и в мире. Пассажирских поездов в регулярном сообщении на наземном железнодорожном транспорте с третьим уровнем автоматизации в мире до сих пор не было. Поезд управляется полностью автоматически.

РЖД несколько лет ведут работу над созданием системы беспилотного движения поездов. Перед запуском такого поезда была проделана огромная работа. Учтены все возможные нюансы, чтобы обеспечить максимальную безопасность пассажиров, созданы десятки различных сценариев нештатных ситуаций. Автопилот и система умного зрения реагируют на них раньше, чем машинист. Работа всех систем «умного электропоезда» прошла испытания. Получены соответствующие сертификаты.

Отметим, что это полностью российские решения. Некоторые из них реализованы впервые в международной практике. Они выполнены в сотрудничестве между отраслевыми институтами, ведущими университетами и производителями, в том числе интеллектуальное техническое зрение, сложные нейронные сети, цифровые технологии связи.

Внедрение беспилотных технологий – неотъемлемая часть развития пассажирского сообщения. В настоящее время поезда идут по МЦК с интервалом 4 минуты. Но пассажиропоток растет, и в будущем нужно стремиться к увеличению интенсивности движения. Чтобы обеспечить сокращение интервала хотя бы на минуту, до 3 минут, необходимо пересмотреть всю технологию организации движения, переходить к технологиям, снижающим влияние человеческого фактора.

До конца года в РЖД планируется завершить испытания бортовых систем и технического зрения по четвертому, наивысшему уровню автоматизации. Поезд сможет управляться уже без необходимости присутствия машиниста в кабине.

Председатель комиссии по железнодорожному  транспорту в общественном совете Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Виталий Попов:
Запуск в эксплуатацию моторвагонного подвижного состава, следующего в автоматическом режиме с пассажирами в салоне, это значимая веха в развитии железнодорожного транспорта. Пока машинист в кабине ещё выполняет контрольные функции, но по мере дальнейшего развития технологии эти функции перейдут к машинистам-операторам, которые будут в удаленном режиме из центра диспетчерского контроля и управления осуществлять мониторинг и контроль за движением внутригородских электричек. Реализация этой технологии полностью укладывается в вектор на достижение технологического лидерства в отдельных технологиях на мировом уровне, повышение производительности и интеллектуализации труда, обеспечение безопасности движения поездов через исключение человеческого фактора. Эта технология возникла как развитие научного и практического опыта, полученного при реализации проекта для маневровых локомотивов в автоматическом режиме на станции Лужская Октябрьской железной дороги. Этот проект также в высокой степени готовности и в ближайшей перспективе перейдёт к стадии тиражирования.

Уверен, что сейчас настало время переходить к разработке технологии вождения в автоматическом режиме магистральных грузовых локомотивов. Здесь вижу также возможность поэтапного развития технологии вождения в автоматическом режиме с машинистом в кабине и, в дальнейшем, без машиниста. В целом запуск в эксплуатацию электропоезда с уровнем автоматизации 3 это действительно знаменательное событие, и, пользуясь случаем, от всей души хочу поздравить коллег с достижением высокого уровня технологии на железнодорожном транспорте.

Аналитик по транспорту, блогер Андрей Киреев:

Если речь идет о беспилотных технологиях, напомним, что термин «беспилотные» обозначает отсутствие человека в кабине (а в некоторых случаях и самой кабины!). Такие системы уже используются в европейских метро. Московская «Ласточка» оснащена автопилотом, который относится к третьему, высокому уровню из четырёх возможных. В ней присутствует машинист, который контролирует посадку и высадку пассажиров. Автоматическое управление поездами, включающее регулировку скорости и торможения, внедрено в большинство современных составов.

Автономная система возможна исключительно в замкнутых средах. На примере транспорта, это авиация, где исключена вероятность столкновения с внешними объектами, а также железные дороги и метро при их полном обособлении (изоляция от автомобильного потока, населения городов, гуляющих животных). Московское центральное кольцо (МЦК) имеет преимущество благодаря своей небольшой протяженности и изначально изолированной структуре (чуть более 50 км пути позволяют этому быть реальностью). В случае железнодорожных перевозок часто встречаются длинные участки (до 1000 км), на которых работают локомотивные бригады. Строительство бетонных стен вдоль таких маршрутов не является рациональным расходом средств, а внедрение автономных технологий на сравнительно коротких участках не избавляет от необходимости в машинистах, не принося существенных преимуществ. В метро изоляция системы также возможна, однако московское метро перегружено, что затрудняет использование беспилотных технологий. Беспилотные поезда дольше бы ожидали на станциях, чтобы убедиться в полном входе пассажиров, что снизило бы количество поездов в час и усугубило бы проблему переполненности в часы пик.

Скорость и «зрение» беспилотного транспорта. Очень показательна эксплуатация в зимний период, когда идет сильный снег, и датчики/камеры существенно искажают восприятие системы автоматического управления. Чем меньше дистанция «зрения», тем ниже скорость. Здесь все очевидно, поезд должен успеть остановиться в зоне, где электроника обнаружила потенциальный конфликт. Чем хуже погодные условия, тем меньше обзор, следовательно, остается более короткий тормозной путь. Все это приводит к снижению скорости. Однако для МЦК это не критично, поскольку здесь скорости изначально очень низкие и без автоматических систем. Средняя скорость движения МЦК ниже 40 км/ч, при идеальных условиях беспилотный транспорт может развивать скорость 60-70 км/ч (по данным двухлетней давности, возможно, сейчас показатели немного улучшились).

В Москве существует автономный общественный транспорт — канатные дороги. Ранее беспилотным был и монорельс, до его передачи в Московское метро. Стоит отметить, что переход монорельса на автоматизированную систему потребовал уменьшения скорости при движении вдоль станции (до 5 км/ч, чтобы люди на платформе могли заметить приближение поезда).

По моему мнению, переход МЦК на полностью автоматизированную систему (запланированный на 2026 год) станет возможным при условии установки на платформах ограждений с дверьми (аналогично станциям закрытого типа в метро СПб). Однако для внедрения этой технологии потребуются значительные инвестиции, что приведет к ещё большей задержке и так уже не слишком высокой скорости МЦК.

В отличие от монорельса на магнитной тяги, не зависящего от погодных условий, железные дороги сильно зависят от дождя и снега, так как сцепление колес с рельсами меняется, что влияет на тормозной путь. Конечно, это можно компенсировать снижением скорости (например, для точного позиционирования поезда на станции его скорость не будет превышать 2 км/ч), но оправданно ли это и как сильно это скажется на пассажиропотоке?

Читать далее:

Первый беспилотный поезд в столичном метро запустят к 2026 году

ОАО «РЖД» приступает к реализации третьего этапа развития Восточного полигона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика