Невыносимые поездки: Почему агрессия в общественном транспорте стала обычным явлением и как с ней бороться?

Современный мир стремительно развивается, и городская жизнь становится все более напряженной. Люди ежедневно сталкиваются с огромным количеством стимулов, которые усиливают стрессовые состояния. Одним из таких стимулов является общественный транспорт. В переполненных автобусах, троллейбусах, метро и электричках агрессия может вспыхнуть мгновенно, приводя к конфликтам между пассажирами.

Как же бороться с агрессией в общественном транспорте?

Корреспонденты Агентства транспортной информации «Российская академия транспорта» обратились к психологу, специализирующемуся на транспорте, чтобы проанализировать случаи и получить советы для всех пассажиров, пользующихся общественным транспортом.

Кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Лобанова Юлия Игоревна:

Агрессия в условиях дорожного движения может возникать и у пассажиров, и у кондукторов (если речь идет об общественном транспорте), и у водителей — люди в принципе способны на агрессию. Что она собой представляет?

Агрессия — это нанесение вреда, ущерба одним человеком (или группой) в той или иной форме другому человеку или группе. Целью является или изменение, или деструкция поведения или дестабилизация состояния (психофизиологического, психоэмоционального) того или тех, на кого направлена агрессия. Специалисты сходятся во мнении, что агрессивное поведение носит преднамеренный характер, однако это не всегда осознается носителем такового. Иными словами, желание нанести ущерб другой стороне у субъекта есть, но сам себе в полной мере в этом он не всегда способен (и тем более желает) признаться.

Зачастую агрессия выступает только средством для достижения чего-то другого — чаще всего для получения или отстаивания неких ресурсов, но может появиться в том числе и тогда, когда условия ситуации (с точки зрения нейтрального обывателя), казалось бы, никоим образом этому не способствуют. Наверное, большинству людей наиболее интересны именно такие случаи.

При этом, детально анализировать причины и формы агрессии, которые проявляются у пассажиров и водителей, пожалуй, стоит отдельно. Поскольку и условия, в которых они оказываются включенными в дорожное движение, и возможности проявления агрессии, и последствия такого проявления могут сильно различаться.

Но в целом можно указать на три наиболее вероятных группы причин (и одну про запас) проявления агрессивного поведения:

  1. Борьба за ресурсы (место, территорию (в случае с водителями, в том числе, из-за нарушения правил дорожного движения), комфорт)).
  2. Последствие стресса, вызванного нарушением личного пространства.
  3. Проявление замещения (перенос агрессии из какой-то другой ситуации на взаимодействие в транспорте (на дороге). Например, из сферы, в которой субъект столкнулся с фрустрацией (дискомфортным состоянием, связанным с возникновением препятствия на пути к желанной цели).

В подобных случаях человек набрасывается на безопасный для него (прежде всего в социальном плане) объект вместо того, что реально вызвал негативные переживания. И случайный попутчик в транспорте, увы, вполне может оказаться удобным громоотводом.

  1. Могут случиться конфликты и по причине личных неприязненных отношений, существующих или внезапно сложившихся между отдельными участниками дорожного движения (но в этом случае транспорт не причина, а всего лишь место разворачивания событий, хотя может выступать и неким триггером).

В зависимости от того, о какой именно группе причин идет речь, и способы профилактики или погашения агрессии будут совершенно разными.

Очевидно, что первая и вторая группы причин связаны друг с другом — и корень кроется в недостаточности места и (или) комфортных условий в целом для всех пассажиров в транспорте (или водителей) на дороге.

Но при этом стресс, вызванный непосредственно нарушением личного (а то и интимного, а то и сверхинтимного) пространства в гораздо большей степени угрожает пассажирам (особенно общественного транспорта). У водителя, даже при заполненном пассажирами, автомобиле личное пространство всегда сохраняется.

Если человек оказался в окружении других (совершенно незнакомых) людей, которые находятся от него на расстоянии миллиметров (а то и прижимаются к его телу непосредственно) и избежать этого невозможно, возникает реакция стрессовой адаптации, которая сопровождается эмоциональными переживаниями (в том числе возможны вспышки гнева и проявление сопутствующей ему агрессии).

Поэтому «часы пик» в транспорте, во время которых такого рода условия создаются, по умолчанию провоцируют негативные эмоциональные переживания и агрессию. Но способ профилактики очевиден — улучшение работы транспорта (совершенствование расписания движения, повышение комфортности транспортных средств, улучшение транспортной логистики в целом).

С переносом агрессии из других сфер и сложнее, и проще.

Если у человека все благополучно, его социальные проблемы решены, потребности закрыты, то бросаться на других людей в транспорте особых объективных причин у него нет. То есть чем лучше жизнь общества в целом, тем более спокойной (по идее) должна быть обстановка на дорогах и в общественном транспорте, в частности.

Можно, конечно, искать причины агрессии и в личностных особенностях самих пассажиров и кондукторов и задумываться о совершенствовании культуры социальных взаимодействий.  Например, повышать уровень психологической устойчивости людей, обучать их в рамках специальных тренингов психологически грамотному и эффективному противостоянию нецивилизованному влиянию, работать с уровнем их самооценки и самоуважения, учить распознавать конфликтогены в условиях коммуникации и грамотно в психологическом плане нейтрализовать их, выходя из ситуации без потерь.

Есть и ещё один вариант проявления агрессии, который требует для профилактики или управления особого — индивидуального подхода. Бывают люди, которые испытывают удовольствие от переживания гнева.  И сознательно или бессознательно, но создают условия (в том числе и собственными действиями), чтобы иметь возможность его пережить и продемонстрировать остальным.

И тут уже требуется индивидуальная работа психолога, чтобы помочь человеку и осознать такого рода тенденции в своём поведении, и понять их причины, и найти более адекватные условия и способы для переживания и гнева, и удовольствия.

Читать далее:

Работающие россияне чаще всего винят в опозданиях общественный транспорт и пробки на дорогах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика