Форум «Общественный транспорт 2024», организованный Российским союзом промышленников и предпринимателей при поддержке Министерства транспорта РФ и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы прошел в Москве 25 октября 2024 г.
Открыли деловую программу с пленарного заседания «Развитие общественного пассажирского транспорта: основные приоритеты», в ходе которого руководители федеральных органов власти, субъектов РФ, институтов развития и крупнейших компаний обсудили вопросы наращивания темпов обновления парка общественного транспорта в регионах России, а также совершенствования механизмов финансирования проектов в отрасли.
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис:
Очевидно, что тема общественного транспорта как никогда актуальна. Все это понимают. Мы сознательно инвестировали в это. Сегодня на дороги не выходит транспорт старше пяти лет — он полностью обновлён. Почему это важно? Особенно для Севера. Это затрагивает как наше самочувствие, так и облик городов, а на Севере тема особенно остра. Если автобус не приехал вовремя в отдалённый район, это вопрос не только комфорта, но и здоровья, а для некоторых удалённых мест — даже выживания. Поэтому мы сознательно приняли это решение.
Весь наш транспорт брендирован и отражает одно из наших конкурентных преимуществ в туризме – тему северного сияния. На слайде вы можете увидеть, как он выглядит. Однако, оставили в Мурманске буквально несколько машин, которым не более пяти лет, но они не брендированы, чтобы сохранять возможность видеть контраст. Эти машины немногочисленны, но наличие их важно. Такая эстетика приобрела огромную популярность и способствует не просто дискуссии, но и побуждению людей реже использовать личные автомобили и чаще выбирать общественный транспорт.
Брендированный, стильный и популярный транспорт стал любимым среди молодых, трудоспособных семей, которые предпочитают ездить на работу не на личной машине, а на модном автобусе.
Мы также активно поощряем развитие электрического транспорта. Наши троллейбусы, работающие в самых северных широтах, остаются основой этой стратегии. Мы не стали внедрять электробусы на данном этапе исключительно по экономическим соображениям: их стоимость превышает цену новых троллейбусов на 10 миллионов, и это не считая затрат на зарядные станции и прочие нужды. Из чисто экономических соображений мы решили сохранить троллейбусы, полностью обновив их парк. Принимая во внимание экологические аспекты и обилие электрической энергии, данная стратегия также оптимизирует загрузку электромощностей.
Система управления транспортом региона была переведена на единую цифровую платформу. Это решение позволило повысить эффективность управления потоками транспорта и улучшить качество обслуживания пассажиров. Единая платформа управления транспортной системой предоставляет возможность мониторинга и контроля за движением машин в режиме реального времени. Это значительно облегчает оперативное управление, повышает уровень контроля за выполнением рейсов и снижает время ожидания транспорта для северян. Что в наших климатических условиях крайне важно.
У нас сегодня достигнуто потрясающее соблюдение расписания движений — 99%. Мы имеем возможность в автоматическом режиме точно отслеживать каждый момент прибытия, и в случае малейшего нарушения перевозчику мгновенно накладывается штраф, который корректирует цену договора в виде штрафных санкций. Это же система предоставляет удобства для пассажиров в навигации, доступной как на остановках, так и в приложении. Более того, превышение скорости любым водителем также автоматически фиксируется, вследствие чего он подвергается административной ответственности. Наши системы оправдывают себя как для пользователей, так и для нас как заказчика, который оплачивает контракт. Крайне важно, чтобы новая единая федеральная цифровая платформа не уничтожила работающий механизм, который нам так ценен. Мы прекрасно знаем, что подобное, к сожалению, случается.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин:
Общественный транспорт является нескончаемым источником интереса для жителей, для наших пассажиров. Запрос на улучшение его качества чрезвычайно высок, особенно в главных городах и областных центрах. Это острая потребность общества. Примечательно и то, что столь же велик интерес бизнеса к этой сфере, что, несомненно, является позитивным явлением. Правительство Нижегородской области на протяжении последних двух с половиной лет проводит масштабную реформу, сложно представить что-либо более всеобъемлющее. Задействованы все возможные ресурсы, чтобы эта реформа стала действительно комплексной и охватила все аспекты.
В процессе реформирования основное внимание уделяем развитию электротранспорта. Это требует установления базовых принципов, уменьшения дублирования маршрутов и оптимизации транспортной схемы. Были разработаны новые модели и детально анализировался пассажиропоток, в результате чего маршрутную сеть уже изменили. Хотя возникли жалобы, в основном из-за увеличения пересадок, на загруженных маршрутах количество перевозчиков дает пассажирам выбор. Тем не менее, несмотря на жалобы, рост пассажиропотока за год с 2022 по 2023 достиг 23% благодаря изменениям в маршрутной сети.
Произведена точечная работа по продлению маршрутов в новые точки притяжения, которых ранее не было. При этом, естественным образом, сокращены некоторые маршруты и переведены на регулируемые тарифы, чтобы избежать дублирования маршрутной сети и установить более равномерные интервалы движения. В условиях острого дефицита водителей, известного всем здесь присутствующим и характерного для всех регионов страны, на первый план выдвигается необходимость увеличения провозной способности подвижного состава посредством его обновления. В рамках этой комплексной реформы мы задействуем все инструменты, предложенные Российской Федерацией.
За последние шесть лет общее обновление подвижного состава достигло 1126 единиц: 654 из них направлены в областной центр, а 472 — в районы Нижегородской области. Чтобы к 2030 году достичь нормативного уровня парка подвижного состава в 85%, в течение следующих шести лет потребуется дополнительно еще 2114 автобусов.
Для реализации крупных инфраструктурных проектов мы задействовали механизм бюджетных кредитов, в рамках которого ведется проектирование строительства также трех новых станций метрополитена.
Канатная дорога у нас еще строится через Оку, это общественный транспорт. Это история чисто коммьютинговая, с расчетной стоимостью в 4,5 миллиарда рублей под процентную ставку 9% годовых. Проект представлен в рамках концессии, условия которой заключены: он не требует капитального гранта или платежей со стороны концедента, демонстрируя свою полную самоокупаемость. На фоне текущей сложной финансовой обстановки, при проценте на уровне 23,4%, мы ведем переговоры о планировании платежей концедента и компенсации возможных убытков. Ожидается, что дорога будет обслуживать около десяти тысяч пассажиров ежедневно.
Мне иногда задают вопрос, имеются ли у нас производственные мощности для трамваев. Пока есть лишь минимальные, но по электробусам — без сомнений. Я полагаю, что со второй половины следующего года появится свободная мощность для производства трамваев для других регионов. Уже поступили запросы от нескольких коллег, и мы ведём с ними переговоры. Однако в настоящий момент все наши мощности на трамваи полностью загружены, зато по электробусам мы готовы к производству.
Наш регион занимает ведущее место, являясь первопроходцем в этой области. Хотя по количеству электробусов мы уступаем лишь Москве, в сфере электротакси прочно удерживаем первенство. Этих транспортных средств и зарядной инфраструктуры у нас больше, чем где-либо. Это стало возможным благодаря субсидированию электротакси для регионов. На данный момент принято решение о введении 382 единиц в эксплуатацию, и в скором времени их количество вырастет до 600.
Речные пассажирские перевозки — наша особая гордость, друзья. Однако мы столкнулись с трудностями производственных мощностей, которые уже не справляются с спросом. Наше ЦКБ Алексеева в Чкаловске занимается судами на подводных крыльях «Валдай» и «Метеор». Проблема также заключается в емкости ГТЛК и ограничениях на финансирование лизинга. Мы готовы приобретать столько, сколько будет выпускаться в рамках объявленного лизингового механизма. Благодаря нашей программе, без партнеров мы охватываем 10 регионов: от Ярославля, Костромы до Ульяновска, и от Казани до Саратова с включением Удмуртии. Кроме того, сюда входят Владимирская и Рязанская области на реке Ока, а также Чувашия, Марий-Эл и другие регионы. Это практически вся верхняя и средняя Волга. Хочу особенно отметить, что операторы, присутствующие здесь, сильно влияют на социальное состояние, оживляют речные пути и дополняют модель общественного транспорта, который в России должен включать речные перевозки.
Выражаю особую благодарность Минпромторгу за их неоценимую поддержку. Благодаря предоставленным ими механизмам, мы смогли задействовать все возможные ресурсы для нашей работы. Поддерживая производителей комплектующих, мы все больше осознаём значимость их быстрого реагирования на рыночные вызовы. Огорчает лишь то, что ограничение производства трамваев ныне связано не с нашими возможностями, а с мощностями одной компании из Златоуста Челябинской области, специализирующейся на выпуске дисковых тормозов. Если бы их количество возросло, наши производственные объемы тоже увеличились бы. Подобная ситуация наблюдается и с пантографами, и другими элементами. Очевидно, что всем следует оперативно откликаться на потребности рынка и наращивать производство.
Модератор пленарного заседания вице-президент РСПП Игорь Вдовин отметил, что по итогам Форума ключевые инициативы по развитию общественного пассажирского транспорта, прозвучавшие на мероприятии, будут проработаны с членами Правительства РФ.
В Пленарном заседании также приняли участие председатель совета директоров холдинга «Синара – транспортные машины» Александр Мишарин, генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул, директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» Руслан Козадаев, вице-президент по развитию продаж ООО «УК «Группа ГАЗ» Николай Одинцов, управляющий партнер АФК «Система», председатель Совета директоров Sitronics Group Николай Пожидаев, Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников и другие.
В рамках Форума прошли отраслевые сессии по актуальным вопросами развития общественного пассажирского транспорта в субъектах РФ.
Читать далее: