Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 71894-2024 «Электрические низкоскоростные двухколесные транспортные средства. Технические требования и методы испытаний», впервые вводящий требования для электрических велосипедов.
В последнее время на улицах российских городов появляется все больше малого транспорта на электротяге – стремительно развиваются службы проката электросамокатов, электровелосипеды активно используются службами доставки. Несмотря на видимые преимущества данного транспорта, в последнее время в России участились несчастные случаи с данными видами транспорта, особенно на тротуарах и пешеходных переходах. И если в отношении технических требований для электрических средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, гироскутеры и моноколеса, в 2022 году был разработан и утвержден Росстандартом ГОСТ Р 70514-2022, то полноценное техническое регулирование электровелосипедов, не принадлежащих к этой категории транспортных средств, до настоящего момента отсутствовало. Это, в свою очередь, затрудняло правильную идентификацию и классификацию данных транспортных средств. Новый стандарт послужит эффективным инструментом повышения безопасности и комфорта как водителей средств, так и окружающих людей.
ГОСТ Р 71894-2024 впервые устанавливает технические требования и методы испытаний для электрических велосипедов. В первую очередь, максимальная скорость электровелосипеда, достигаемая при использовании электродвигателя, не должна превышать 25 км/ч. Кроме того, транспортное средство должно быть оборудовано как минимум двумя независимо управляемыми тормозными системами: одна система должна воздействовать на переднее колесо и одна на заднее. Транспортные средства, подпадающие по действие стандарта, должны оборудоваться автоматическими устройствами ограничения скорости с возможностью определения местоположения с использованием глобальной навигационной спутниковой системы.
Стандарт определяет порядок и условия проверки электрической проводки, проходящей при температуре 20 ± 5 градусов по Цельсию. ГОСТ также вводит требования к электромагнитной совместимости, различимости на дороге, мерам защиты от несанкционированного вмешательства, структурной целостности и маркировке.
Документ содержит не только технические требования в отношении электровелосипедов и схожих транспортных средств, но также включает четкие классификационные критерии, позволяющие отделить их от мопедов, имеющих другие условия передвижения по дорожной сети, и техническое регулирование которых должно проводиться в соответствии с уже действующими требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Руководитель Росстандарта Антон Шалаев:
Утверждение национального стандарта позволит в дальнейшем ввести планомерную процедуру обязательного подтверждения соответствия данных транспортных средств через технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», что должно существенно повысить уровень безопасности при эксплуатации электровелосипедов и близких к ним транспортных средств как в отношении их владельцев, так и окружающих.
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, доктор технических наук, Михаил Якимов прокомментировал нововведение:
Указанный стандарт на электрические, низкоскоростные и двухколесные транспортные средства обсуждался весь 2024 год. Проект стандарта был разработан ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». Сейчас стандарт утвержден приказом главы Росстандарта.
Стандарт касается не только электрических велосипедов, но и всех двухколесных транспортных средств. Единственное уточнение, что стандарт распространяется на двухколесные транспортные средства, имеющие место для сидения.
В частности, к такой формулировке относятся и транспортные средства, которые называются самокатами, но имеют место для сидения, при этом не имеют педалей. Стандарты распространяются на все транспортные средства, имеющие максимальную скорость в случае привода только от электродвигателя больше 25 км в час. Если транспортное средство имеет заявленную максимальную скорость больше 25 км/час, то эксплуатация таких транспортных средств и техническое регулирование осуществляется техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018-2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
К тому же следует отметить, что данный стандарт не распространяется на моноколеса и сегвеи, даже имеющие два и более колеса. Дело в том, что данный стандарт не распространяется на устройства, имеющие систему самобалансирования. Такая система имеется в частности у моноколес и сегвеев.
Тем не менее, стандарт довольно четко конкретизирует основные параметры двухколесных транспортных средств, в частности велосипедов. Это касается тормозной системы, привод которой должен действовать на все колеса. Кроме того, стандарт конкретизирует расположение основных систем управления, а также светового оборудования, в том числе и световозвращателей.
Основной раздел стандарта предполагает формирование специальной маркировки низкоскоростных электрических транспортных средств, которая будет включать буквенно-цифровую комбинацию, содержащую наименование, адрес изготовителя, обозначение транспортного средства, номинальную максимальную мощность электродвигателя, максимальную скорость, максимальную нагрузку, серийный идентификационный номер транспортного средства и год его производства.
ГОСТ Р разработан специалистами ФГУП «НАМИ» в сотрудничестве с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в рамках деятельности профильного технического комитета по стандартизации № 59 «Внедорожная техника» (ТК 59) и вводится в действие с 1 марта 2025 года.
Читать далее: