Повышение безопасности движения – одна из ключевых задач нацпроекта «Безопасные качественные дороги», завершившегося в 2024 году. Для ее решения в регионах обустраивали пешеходные переходы, устанавливали светофоры и дорожные знаки, а также проводили работу по формированию правильной культуры поведения на проезжей части.
Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин:
В последние годы в стране наблюдается рост интенсивности движения на дорогах: увеличивается объем грузоперевозок, повышается мобильность граждан. В связи с этим ключевой задачей для нас остается не только приведение дорог в нормативное состояние, но и обеспечение безопасности всех участников движения. За шесть лет реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», который завершил свою работу, в регионах установлено свыше 13 тыс. светофоров, 963 тыс. дорожных знаков, 4,9 млн пог. м барьерных и 1,4 млн пог. м пешеходных ограждений. Кроме того, обустроено свыше 3,1 млн пог. м освещения, нанесено 103,7 млн пог. м дорожной разметки. Будем продолжать работать в этом направлении в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт:
Реализация мер по обеспечению дорожной безопасности – большая совместная работа дорожников и Госавтоинспекции: составляются планы работ по минимизации очагов аварийности, разрабатываются проекты организации дорожного движения. Только в 2024 году благодаря нацпроекту специалисты установили более 136 тыс. дорожных знаков, 893 светофора, 701 тыс. пог. м барьерных и 168 тыс. пог. м пешеходных ограждений, разместили более 1,1 тыс. пешеходных переходов и свыше 1,2 тыс. остановочных пунктов. Обустроили 761 тыс. пог. м тротуаров, 335 тыс. пог. м освещения и 1 082 искусственные неровности. Также нанесли свыше 10 тыс. пог. м разметки. Кроме того, на объектах нацпроекта появилось 4 688 пог. м шумовых полос.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко:
Только в 2024 году к нормативу привели 920 участков маршрутов к образовательным и детским досуговым учреждениям. Их общая протяженность составляет 3,1 тыс. км. Это улицы в населенных пунктах, а также участки региональных и межмуниципальных дорог, по которым курсируют школьные автобусы. Но для снижения дорожно-транспортного травматизма не менее важна и просветительская работа: необходимо с самого детства формировать навыки безопасного поведения на дорогах. В частности, при поддержке национального проекта с 2020 года проводилась Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги». В ушедшем 2024 году в ней приняли участие почти 5,5 млн детей. А за пять лет 20,8 млн участников проверили и закрепили свои знания о правилах дорожного движения.
Аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев:
Ну, первое и главное, что хочется отметить, это, конечно, то, что дороги в целом в стране становятся лучше.
Тем не менее, есть два момента. Во-первых, думаю, не совсем корректно оценивать безопасность на дорогах, исходя из количества построенных километров дорог и даже установленных светофоров, конечно, это играет довольно серьёзную роль, но часто не определяющую. Во-вторых, к сожалению, пока мы ещё не сильно изменили саму концепцию проектирования этих дорог; точнее, дороги становятся шире и ровнее, но на уровне проектирования мы так и не начинаем их учить прощать ошибки водителей. Конечно, для этого нужно менять подход, на уровне самой концепции. И с этим всё пока не так просто.
При этом очень часто, когда мы начинаем измерять результат погонными метрами, не важно, это пешеходные тротуары или барьерные ограждения, мы имеем все шансы уйти не туда. Много раз обращал внимание, как в городах появляются ограждения, которые вроде бы по нормативу имеют место быть, но с точки зрения здравого смысла вообще не нужны, но они идут в статистику погонных метров.
Запомнился один очень яркий пример: в одном населенном пункте по трассе М-7 ограждение поставили не между дорогой и тротуаром, а между тротуаром и полем, при том что сам тротуар вплотную примыкал к проезжей части. То есть, собственно, создали такую ловушку для пешеходов, и если они видят, что на них несется неуправляемая машина, то им даже бежать некуда. Но и тротуар, и ограждение есть, и, наверное, даже пошли в статистику погонных метров в отчетах.
В целом, повторюсь, конечно, улучшения видны невооруженным взглядом, и в целом смертность на дорогах, в том числе благодаря принятым решениям, снижается, хотя и не такими темпами, как хотелось бы. И, конечно, национальный проект сыграл в этом процессе огромную роль. Но, тем не менее, сверху есть еще очень много места для роста во всех отношениях. Просто потому, что смерти на дорогах — это не статистика, это трагедия, которая может прийти в каждый дом.
Читать далее: