В российских городах набирает обороты новая технология оплаты проезда в общественном транспорте – по геопозиции. Разработанная Минтрансом система уже функционирует в ряде регионов и обещает упростить жизнь пассажирам. Эта система уже внедрена в Ярославле, Ижевске, Твери, Казани, Перми и Нижнем Новгороде; идёт тестирование в Московской области и Санкт-Петербурге, а также на пригородных электропоездах в Казани, Нижнем Новгороде и Калининграде. В Костроме возможность оплаты проезда реализована через картографический сервис 2ГИС. При этом технология оплаты может быть адаптирована к любым другим федеральным и региональным мобильным приложениям.
Однако эксперты, такие как специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев, относятся к инновации с долей скепсиса, усматривая в ней не столько революционное решение, сколько попытку перераспределения денежных потоков на рынке безналичных платежей. Так ли необходима эта технология и сможет ли она вытеснить привычные способы оплаты?
Аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев:
В оплате по геопозиции нет ничего поистине революционного. Этот механизм давно уже был предложен и протестирован. В нем нет ничего плохого, если он будет работать корректно. С другой стороны, мне не встречались сегодня нарекания от людей, у которых есть как минимум два варианта оплаты — наличный и безналичный расчет, касающиеся того, что они не знают, как произвести платеж, или что им не хватает способов для этого.
Откуда же появляются все эти инновации, с кавычками и без?
Все относительно просто. Оплата – это денежный поток, и через попытку контроля над ним можно претендовать на процент от него. В настоящий момент рынок безналичных платежей весьма насыщен, поэтому на горизонте начинают возникать различные экзотические способы.
Однако, повторюсь, если эти методы не делать единственными и обязательными, у пользователя есть возможность проголосовать рублем. Удобные варианты выживут, в то время как остальные, потерявшись в неудачах и, возможно, надеясь на государственную поддержку, исчезнут в безвестности.
В случае с Костромой, где оплата проезда осуществлена через картографический сервис 2ГИС, представляется интересным то, что это, насколько мне известно, первый опыт 2ГИС в данном сегменте. У компании достаточно как опыта, так и ресурсов, чтобы создать продукт, достойный внимания, если только они этого пожелают. Однако, в таком случае, в недалеком будущем стоит ожидать аналогичного шага и от Яндекса.
Технология оплаты по геопозиции представляет собой перспективное направление развития систем оплаты в общественном транспорте. Она обладает рядом значительных преимуществ, но также требует решения проблем, связанных с конфиденциальностью, надежностью и затратами на внедрение. По мере развития технологий и совершенствования нормативной базы, можно ожидать, что оплата по геопозиции станет все более распространенной и востребованной среди пассажиров общественного транспорта.
Читать далее:
В Санкт-Петербурге внедряют технологии оплаты проезда через геолокацию