В среду 26 марта 2025 года в формате онлайн-конференции состоялось двенадцатое заседание Объединенного учёного совета Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта». Напомним, что Объединенный ученый совет включает в себя 30 наиболее уважаемых, известных и практикующих ученых в сфере транспорта.
Повесткой заседания был доклад доктора экономических наук, кандидата технических наук, доцента, ректора Самарского государственного университета путей сообщения Максима Алексеевича Гаранина на тему «Экосистема отраслевого транспортного образования в современных условиях».
Доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент, ректор Самарского государственного университета путей сообщения Максим Алексеевич Гаранин:
Система отраслевого транспортного образования, как известно, имеет богатую историю, которая начинается с появления приходской школы в начале 19-го века. На всем протяжении своего развития система кадрового обеспечения транспортного образования имела жесткое государственное регулирование, обеспечивала подготовку кадров под задачи развития государства. Это и строительство Транссиба, и Беломорканала, и освоение Русского Севера, Дальнего Востока. И рефлексия значимости транспортной отрасли для экономики очень рельефно отражена в позиции президента России Владимира Владимировича Путина: «Транспортная инфраструктура – это один из главных драйверов развития экономики, и это направление нужно форсировать».
Если посмотреть на слайд, на карту, то к началу XXI века система отраслевого транспортного образования представляла собой достаточно разъединенную сеть. Это образовательные организации, учебные центры, эффективно решающие задачу кадрового обеспечения транспортной отрасли. Однако, как мы знаем, в конце XX века появился свободный рынок образования, и это дало импульс к началу транспортной подготовки в целом ряде государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, что и привело к значимым изменениям в отраслевой системе подготовки кадров. По-прежнему система кадров для транспортной отрасли России готовится отраслевыми транспортными ВУЗами и СУЗами. При этом существующие противоречия системы кадрового обеспечения, препятствующие эффективному развитию, во многом обусловлены теми разрушительными процессами, которые протекали в системе образования в конце XX века. К началу XXI века система отраслевого транспортного образования имеет следующую структуру: отраслевые транспортные комплексы, которые представлены на слайде и со своим контингентом, учебные центры профессиональных квалификаций, корпоративные университеты. УАВЖД – это образовательная организация под ведомством Минобрнауки и Минпросвещения, которая осуществляет подготовку по двум транспортным специальностям на уровне высшего и среднего профессионального образования.
В рамках подготовки докладов был проведен анализ наборов и трудоустройств отдельно по уровням образования. На слайде показано, как осуществлялся набор и трудоустройство по блоку высшего образования. Треть абитуриентов при анализе и выборе специальностей уходит в другие отрасли. То есть это те абитуриенты, которые обратили свое внимание на транспортные специальности, но приняли решение выбрать другие вузы, другие направления подготовки. Оставшиеся две трети распределяются так, как показано на слайде, и видно в виде аналитической диаграммы, что примерно пятая часть, 28,6%, составляет так называемую межрегиональную миграцию. Это чуть больше четверти, а устраиваются в своих регионах 48,7%.
Оставшаяся часть по каким-то причинам не доходит до трудоустройства: либо отчисляются, либо выбирают другое место работы. Если посмотреть на блок среднего профессионального образования, то картина выглядит чуть лучше. Пятая часть, 22,2%, выбирает другие специальности, и большая часть трудоустраивается в своих регионах, так же как и большая часть, в принципе, по общему количеству трудоустроенных после получения среднего профессионального образования. Анализ экспертных мнений позволил выделить четыре основные особенности отраслевых транспортных образовательных организаций. Во-первых, это необходимость использования тренажеров и специфического оборудования для практической подготовки. Во-вторых, для нас специфична высокая доля целевого набора. В-третьих, высокий процент трудоустройства. И в-четвертых, это тесная связь с предприятиями транспортной отрасли. Экосистема транспортного образования, коль скоро она заявлена в названии доклада, объясняется именно этой цикличностью финансовых потоков.
То есть эффекты от более высокого уровня подготовки специалистов превращаются в параметры проекта, параметры среды, инфраструктурные проекты, и дают экономический эффект, рост бюджетных доходов, которые вновь направляются на улучшенную подготовку специалистов для транспортной отрасли. Если говорить о том, каким образом рассчитывается этот экономический эффект, то эта экономическая модель имеет форму контура, и методика оценки эффективности инвестиций в систему транспортного образования может быть рассчитана так, как это показано на слайде. Доходы и затраты дифференцированы по уровню, а балансовая дифференциация в виде инвестиций доходов в составе чистой приведенной стоимости образования сохраняется. При этом эта модель позволяет учесть всех основных выгодоприобретателей этого процесса: сам университет, бизнес и регулятор.
Максим Алексеевич отмечает, что транспортное образование сталкивается с вызовами: эволюцией необходимых специалистам навыков и ростом влияния платформ онлайн-образования.
Происходит смещение от рутинных навыков к аналитическим, требуются специалисты, умеющие анализировать данные и внедрять инновации. Платформы онлайн-образования активно развиваются, что меняет роль преподавателя и студента. Преподаватель должен мотивировать и быть наставником, а студенты прагматично подходят к высшему образованию.
Выпускники вузов мобильны и мигрируют в регионы с более высокой зарплатой. Износ инфраструктуры требует новых подходов к организации образовательного процесса. Для успешного развития отрасли необходимо адаптироваться к новым реалиям, развивать востребованные навыки, использовать цифровые технологии и создавать привлекательные условия.
Максим Алексеевич считает, что цифровая образовательная платформа поможет решить как минимум шесть из десяти задач транспортного образования, сформулированных Минтрансом РФ. Он видит поэтапное объединение в систему сначала вузов, затем информационно-образовательных систем, а после – информационных систем выпускников, предприятий и абитуриентов. Такая трансформация позволит транспортным вузам перейти от преимущественно бюджетного финансирования к внебюджетному, что создаст условия для развития. В перспективе возможно создание университета, полностью основанного на цифровой платформе и внебюджетном финансировании. Максим Алексеевич подчеркнул необходимость интеграции в сфере образования и науки на основе цифровых платформ, чтобы транспортные вузы не были вытеснены другими платформами, готовящими специалистов самостоятельно.
Президент Российской академии транспорта, председатель совета директоров холдинга «Синара – транспортные машины», д.т.н. Александр Сергеевич Мишарин, присоединившись к высокой оценке представленного доклада, подчеркнул необходимость продолжения дискуссии о будущем транспортного образования. Он отметил актуальность и дискуссионность темы, ее востребованность в обществе и затронул ряд ключевых вопросов.
Александр Сергеевич обратил внимание на размытость границ между специальностями и предложил ответить на вопрос: кто такой инженер транспорта? Он подчеркнул, что объединение на платформах, предложенное Максимом Алексеевичем, может стать хорошей средой для создания единой системы подготовки. Однако, необходимо учитывать, что студенты, поступающие на транспортные курсы, часто не имеют четкого представления о различных специальностях.
Президент Российской академии транспорта, председатель совета директоров холдинга «Синара – транспортные машины», д.т.н. Мишарин Александр Сергеевич:
Первоочередная задача первого курса – показать студентам, что такое транспорт, его системы и значимость. Важно подчеркнуть, что без транспорта невозможно представить современную жизнь, в том числе и развитие культуры и туризма. Необходимо усилить этот аспект в программах обучения, чтобы привлечь лучших студентов с высокими баллами и системной подготовкой.
Александр Сергеевич согласился с необходимостью перераспределения студентов и преподавателей, а также с использованием новых форм обучения. Однако, он заострил внимание на серьезной проблеме: готовности преподавателей к работе в новых условиях. Он задался вопросом, сколько таких преподавателей есть в наличии и как организовать их подготовку или отбор.
Президент Российской академии транспорта обратил внимание на недостаточную связь транспортного образования с наукой. Он подчеркнул, что новые идеи и решения в сфере транспорта носят научный характер, и необходимо создать систему для формализации этих знаний, превращения их в реальные исследования и результаты, с возможностью защиты кандидатских и докторских диссертаций.
Выделение транспортного образования среди других видов может быть связано с его значительной долей в целом. Отток специалистов в другие отрасли может быть не таким уж и плохим явлением, способствуя интеграции знаний. В контексте новых регионов необходимо учесть их специфики и использование исторического опыта Российской империи в интеграции новых территорий через образование.
В заключение Александр Сергеевич подчеркнул важность интеграции на уровне платформенных решений и систем подготовки между группами, а также формирование единых подходов на начальном этапе обучения. Он выразил пожелание, чтобы уже на первом курсе студенты осознали, что им повезло заниматься транспортной функцией, и для этого необходимо использовать не только учебники, но и экскурсии, поездки на заводы, депо и другие объекты, чтобы показать разнообразие транспортной отрасли.
Александр Сергеевич также затронул тему беспилотных систем, отметив, что это огромное направление, требующее знаний не только в IT, но и в электротехнике, механике и материаловедении. Он предложил обсудить, является ли это направление приоритетным для транспортного образования. В завершение он поднял вопрос о критериях эффективности транспортной системы с точки зрения общества и развития будущего, отметив, что этот вопрос необходимо обсуждать со студентами.
В целом, Александр Сергеевич Мишарин выразил уверенность в важности темы и призвал к продолжению дискуссии для выработки основных решений по модернизации транспортного образования.
Читать далее:
Итоги одиннадцатого заседания Объединенного ученого совета РАТ от 16.12.2024