Интеллектуальные транспортные системы: качество, безопасность, эффективность

Транспортная инфраструктура России претерпевает значительные изменения, обусловленные развитием и внедрением интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Эти системы представляют собой инновационные решения, направленные на повышение эффективности и безопасности транспортных потоков, снижение экологической нагрузки и улучшение качества обслуживания пассажиров и грузов. Цифровые технологии сегодня являются неотъемлемой частью транспортной отрасли, и их значимость будет только возрастать. ИТС включают в себя комплекс решений, таких как интеллектуальные системы управления движением, системы мониторинга транспорта, автоматизированные системы взимания платы за проезд, а также интеллектуальные системы обеспечения безопасности на дорогах.

Одним из ключевых элементов ИТС является использование технологий больших данных и искусственного интеллекта. Эти технологии позволяют собирать, анализировать и интерпретировать огромные объемы информации, поступающей от различных источников: датчиков на транспорте, камер видеонаблюдения, GPS-устройств и других IoT-устройств. Обработка этой информации позволяет в режиме реального времени принимать обоснованные решения по управлению дорожным движением, оптимизировать маршруты и прогнозировать возможные проблемы.

Во многих российских городах уже сегодня успешно применяются интеллектуальные системы управления светофорами, которые автоматически регулируют режим работы в зависимости от плотности транспортного потока. Это позволяет значительно снизить заторы и улучшить пропускную способность дорог. Все эти системы положительно сказываются на общей транспортной ситуации в стране, регионах и городах.

Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, член комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, доктор технических наук Ерёмин Сергей Васильевич:

Управлять городом методами ручного и прямого управления просто невозможно. Необходимо внедрять систему помощника, систему поддержки принятия решений, а некоторые банальные сервисные функции передавать искусственному интеллекту, например полигонное регулирование дорожного движения. В ближайшее время это станет реальностью. В рамках международных транспортных производств мы должны не просто разрабатывать национальные стандарты ИТС, но творчески сотрудничать с зарубежными коллегами, создавая мировые эталоны.

В комплексной системе интеллектуального управления городом экологическая опция безусловно необходима. Важно, чтобы система управления позволяла минимизировать экологическую нагрузку. Технологический и промышленный суверенитеты должны быть неразрывно связаны с информационным суверенитетом. Приятно осознавать, что несмотря на то, что наши технологии пока не могут конкурировать с западными системами мониторинга потоков, в России появляются собственные программные продукты. Необходимо воспринимать это как часть государственной безопасности. Как говорят, владеешь информацией – владеешь миром. Следует, наверное, перефразировать: владеешь информацией – чувствуешь себя спокойно.

Президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Сёмкин Александр Николаевич:

С одной стороны, мы говорим, что ИТС доказали свою состоятельность. Они включены в новые проекты, но, возможно, внутри происходит некая трансформация. Когда мы говорим, что подсистемы внедряются в агломерациях, они, вероятно, не существуют сами по себе. Они должны дополнять друг друга, стремясь к единому максимальному критерию оценки — комфорту жизни на конкретной территории.

 

Директор Института транспортного планирования Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта», член Общественного совета при Ространснадзоре, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович:

20 лет назад, когда речь заходила о городском транспорте, следующее слово всегда было «пробки». Все примерно представляли, что проблема кроется в светофорах: нужно просто продлить зелёный сигнал, и всё будет в порядке. Или, возможно, заменить светофор или контроллер. Так люди и поступали: покупали, пробовали, иногда это помогало, иногда нет. Постепенно начали думать о необходимости координации: от отдельных светофоров перейти к узлам и объектам.

Вспомнили о диаграммах транспортного потока, углубились в науку, затем пришли к инструментам управления транспортным спросом, начали использовать программы микромоделирования и транспортного планирования. Теперь, пройдя определённый образовательный путь, все понимают, что дело не только в светофорах, а в распределении поездок, транспортном спросе, системах моделирования — в технологиях, способных улучшить нашу жизнь. Пройдя этот круг, снова говорим о городском транспорте, но уже не о пробках, проблемы которых во многом решены. Сейчас ключевые слова — автобус и трамвай. Похоже, мы находимся на том же пути, что и 20 лет назад, купив что-то (оборудование, оснащение оборудования), пытаемся решить задачи общественного транспорта.

Хочется подчеркнуть роль науки. Мы, возможно, недооцениваем роль науки. Такие передовые города как Тверь и Казань уже не такие и передовые. Проблема уже не в подвижном составе, а в нехватке водителей, невозможности выхода на линии, отказах перевозчиков. Если вновь обратиться к науке и поставить перед ней задачу, что нам необходимо для улучшения планирования работы общественного транспорта в городе, задач окажется немного. Первая важная задача — определить базовый вид транспорта: метро или не метро, что явно зависит от площади города и количества жителей.

После того, как мы определили базовый вид транспорта, нужно определить количество маршрутов. Если в городе есть два маршрута или двести — это тоже задача оптимизации, зависящая от плотности и количества жителей в городе. Это интересная задача, и, вероятно, можно заказать разработку такой методики у ФБУ «Росавтотранс», чтобы затем создать программные продукты для помощи проектировщикам и разработчикам маршрутных сетей.

Продолжение статьи, комментарии прочих экспертов читайте в журнале «Городской транспорт» (выпуск №15, июль 2024 г.):

Читать далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика