ГИБДД: общественность поддержала идею объединить «город» и «площадку» при сдаче на права, сообщает Информационное агентство ТАСС. В Госавтоинспекцию поступило более 800 отзывов и предложений после публикации проекта поправок в правила приема экзаменов. Со слов главы Госавтоинспекции Михаила Черникова, предложенный проект поправок по изменению формата проведения экзаменов является одним из шагов на пути к сокращению негативных последствий от недостаточных навыков управления автомобилем на дорогах.
Напомним, что в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 14.08.2018) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений»). В Постановлении указано, что экзамен принимается в следующей последовательности:
Все экзамены сдаются последовательно. Обучающийся, не сдавший один из экзаменов, не допускается к следующему экзамену. Предложение ГИБДД об изменении порядка приёма экзаменов вызвало широкое обсуждение в общественности, получило отклик со стороны граждан. Анализ предложений и замечаний граждан свидетельствует о диаметрально противоположных точках зрения на данное нововведение. Но неизменно то, что инициатива затрагивает широкий круг граждан и может существенно повлиять на качество подготовки будущих водителей.
Как Вы оцениваете проект обновленных правил сдачи экзаменов на права?
Комментарии экспертов
Заместитель директора Автомотошколы «Р-АВТО» Александр Дроздов
Официально озвученная цель — “сокращение негативных последствий от недостаточных навыков управления автомобилем на дорогах”. Как ее предполагается достичь? Объединив практический экзамен на площадке и в городе в один, выполняя необходимые маневры в условиях реального движения. Понятным плюсом станет уменьшение количества экзаменов (с 3 до 2), исключив раздел “площадка”. Однако, сдать “город”, который и раньше считался самой сложной частью, теперь будет еще сложнее.
Получится ли снизить “негативные последствия” (т.е. аварийность)? Да, но, в основном, за счет уменьшения количества успешно сдавших экзамены выпускников автошкол.
Дело в том, что начинающие водители управляют автомобилем достаточно аккуратно. Они попадают в основном в “мелкие” ДТП (“притираются” в потоке, бампер поцарапают). А вот ДТП с более серьезными последствиями характерны для водителей с опытом (более 2-х лет) вождения. Именно поэтому во многих странах существует многоуровневая система получения прав или специальные удостоверения для начинающих водителей. Учащиеся автошкол последовательно проходят несколько курсов обучения, а между ними имеют практику с небольшими ограничениями и более жесткими наказаниями в случае нарушения правил дорожного движения. Есть и “теоретическая” часть. В странах Скандинавии получившим небольшой стаж вождения водителям обязательно показывают кадры с наиболее серьезными ДТП. Это охлаждает излишний пыл и самонадеянность “опытного” водителя, в недавнем прошлом выпускника автошколы.
Это международный опыт. В России все иначе. Законы рынка и спроса диктуют предложение. Цена на обучение вождению под давлением экономических факторов снизилась до минимума. Можно увидеть объявления с ценой 15.990 рублей. Если следовать Программе подготовки в 56 часов, то час вождения обойдется в 285,5 рублей, что гораздо дешевле такси за то же время. И это не считая теоретической части.
В случае внедрения новшеств в правила приема экзаменов на получение водительского удостоверения, автошколы достаточно оперативно примут новые правила и будут готовить учащихся для их сдачи. Сами по себе новшества не существенно повлияют на аварийность.
Заместитель директора Автомотошколы «Р-АВТО», руководитель направления теоретической подготовки Алексей Агапов
Идея объединить экзамен «площадки» и «город» высказывается уже давно. Ещё на этапе всеобщего обсуждения новых учебных программ в 2012-2014 гг., вносились такие предложения. Некоторые из экспертов предлагали вообще исключить из учебной программы закрытые площадки. Но тогда резко против высказывались и департамент образования, и ГИБДД. Учебная программа была утверждена приказом МОН № 1408 от 26.12.2013 г. и принята к исполнению в 2014 г. По этому приказу, все автошколы должны были иметь в пользовании земельный участок не менее 0,24 га, оборудованный и размеченный с учётом новых требований к программе обучения. Многие школы, особенно в крупных городах, не выдержав такого требования, ушли с рынка. И речь не только о недобросовестных «серых» школах, но и о вполне законопослушных. Тем не менее, те, кто остался на рынке, приняли правила и заключили договора аренды на земельные участки. Переучили преподавательский и инструкторский состав по новым учебным программам. Привели материальную базу в соответствие с требованиями условий реализации программы. Оградили земельные участки, положили твёрдые покрытия, обеспечили освещаемость, построили эстакады! А теперь ГИБДД говорит, что это всё не нужно? А что делать автошколам? Как теперь учить? Или может быть у Министерства образования уже готова новая учебная программа? Тогда почему её нет в открытом обсуждении? Примерная программа подготовки водителей включает в себя 56 часов вождения. Из них по первоначальным навыкам управления (площадка) 24 часа, и движение в реальных дорожных условиях (город) 32 часа. Все учебные планы и календарные графики составлены именно под такие требования! Сама идея не плоха, но прежде, чем её воплощать, нужен механизм её реализации! А вот здесь инициаторов ждут большие проблемы. Изменения в 1408 различные Ассоциации, Союзы, Гильдии автошкол пытались внести с момента обсуждения! Просто «мелкие»! Например, убрать из программы выведение математической формулы коэффициента сцепления колёс с дорогой или подробного разбора устройства и неисправностей кривошипно-шатунного механизма ДВС. Позволю себе озвучить позиции МОН и ГИБДД на тот момент. ГИБДД – нам всё равно, главное — результат! МОН – делайте что хотите, но 1408 не трогать! Интересно, как сейчас будут звучать эти мнения? Кто напишет учебную программу для автошкол без площадок?
Главный специалист Центра управления дорожным движением Санкт-Петербурга, Преподаватель учебного центра Нево-Класс, Эксперт Законодательного собрания Санкт-Петербурга, ведущий программы «Автошкола» на Авторадио Санкт-Петербург Дмитрий Попов
В настоящее время квалификационный экзамен состоит из теоретического экзамена по основам безопасности дорожного движения и экзамена по практическому управлению транспортным средством. Практический экзамен состоит из двух этапов. «Фигурного» вождения на закрытой площадке и экзамена в реальных городских условиях. Основной проблемой в принятии решения в течение последних лет остается достоверность результатов экзаменов. Теоретический экзамен, с определенными оговорками на ошибки иногда встречающиеся в формулировках постановки вопросов, а в некоторых случаях и ошибках в правильных ответах (об этом говорит внесение изменений в ряд ответов без соответствующих изменений в ПДД) позволяет достаточно достоверно проверить знание выпускниками автошкол основных положений правил дорожного движения, основ безопасного управления транспортным средством, правил оказания первой медицинской помощи и основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.
В то же время из двух этапов экзамена по практическому вождению наиболее достоверно отображающим соответствие задачи экзамена достоверности его результата является результат экзамена на закрытой площадке. Экзамен на закрытой площадке ставит своей задачей проверить наличие первичных навыков управления транспортным средством. Требования к выполняемым упражнениям прописаны достаточно однозначно, критерии принятия решения описаны точно, вариативность принятия решения экзаменатором не высока и результат проверки первичного навыка достоверно характеризует квалификацию кандидата в водители. Экзамен по практическому вождению в городе, в условиях реального городского движения, хоть и ставит кандидата в водители в условия высокой вариативности возникающих задач, дает не очень высокий уровень достоверности результата. Это связано с множеством причин. Неоднозначность трактовок многих положений Правил дорожного движения, наличие значительного количества неопределенностей по многим, даже ключевым, положениям Правил дает возможности субъективного трактования хода экзамена. Введение в экзаменационный процесс некоторое время тому назад средств видеофиксации не способствовало сколько-нибудь заметному изменению ситуации. Видеофайлы не находятся в широком доступе, не проводится проверка видеоматериалов надзорными органами в сфере законодательства, довольно часто файлы имеют существенные технические повреждения, иногда привнесенные искусственно извне.
Существенное влияние на достоверность результата экзамена и на возможность управления этими результатами оказывает неоднообразие в постановке задачи экзаменатором, субъективное восприятие экзаменаторами требования заблаговременности постановки задачи. Кроме того, экзамен по практическому вождению в реальных городских условиях не решает основной проблемы установления способности кандидата в водители к правильной оценке дорожной обстановки и принятию решений, соответствующих наиболее безопасному развитию дорожной ситуации. До настоящего времени критерии такого рода оценки в методике приема «экзамена в городе» не проработаны. Вместо такого рода оценок экзамен превращается в экзамен по правилам дорожного движения «за рулем», экзаменатор оценивает правильность действий кандидата в водители с точки зрения соблюдения ПДД. И это при том, что экзамен по правилам дорожного движения уже проведен за компьютером.
Отсутствие понимание маршрута движения по всему ходу экзамена до его начала, привнесение задач в ходе движения, управление восприятием поставленной задачи путем изменения интонации или эмоциональной окраской лишает ученика – кандидата в водители возможности демонстрации навыков анализа улично-дорожной сети для целей безопасного движения к цели поездки, умения составления маршрута исходя из соображений безопасности его реализации, наличия навыка прогнозирования ситуации и ее развития. Весь спектр проблем и неоднозначностей в экзамене по практическому вождению в городских условиях в значительной мере способствует провокации и на коррупционную составляющую.
Мнение о слабом прикладном характере части экзамена на закрытой площадке в значительной мере ошибочно и спровоцировано образовательными учреждениями низкого качества уровня подготовки. В условиях конкурентной борьбы за клиента, снижая цену ниже уровня затрат, они не могут обеспечить качественной подготовки ученика к части экзамена с более конкретными требованиям (вождению на закрытой площадке).
При этом необходимо отметить что все фигуры, выполняемые учениками, находят зеркальные задачи для водителя в последующей деятельности. Начало движения на подъеме – движение в заторе по мосту.
Заезд задним ходом в гараж – парковка автомобиля на стоянке гипермаркета. Параллельная парковка – парковка в городских условиях, особенно в зонах платной парковки. Маневрирование под прямыми углами – движения в условиях запаркованной дворовой территории. Разворот в три приема – разворот на УДС. «Змейка» — сама по себе не имеет аналогов в городском цикле, но позволяет проверить правильность построения траектории при маневрировании путем интегрирования ошибки. Все из указанных элементов актуальны как навык, реализуемый водителем в последующем управлении транспортным средством вне взаимодействия с другими участниками дорожного движения.
Повысить достоверность экзамена по вождению в городе можно различными способами. Путем внесения в нормативно-правовую базу положений о доступности экзаменационных видеоматериалов как для представителей экспертного сообщества, так и для представителей образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей для последующего анализа и выявления ошибок как в действиях кандидатов в водители, так и в действиях экзаменаторов. Исходя из всего вышесказанного следует, что исключение из экзамена выполнение учениками фигур на закрытой площадке приведет к созданию дополнительных условий для недобросовестных автошкол, не выполняющих требования учебной программы, снижению уровня навыков у кандидатов в водители, созданию дополнительных предпосылок к стимулированию как коррупционной составляющей так совершению мошеннических действий при выполнении программы подготовки. При этом безопасно проверить данные навыки в условиях городского движения в полном объеме невозможно и небезопасно.
Тезис руководства ГИБДД о том, что сохраняется требование о наличии площадки автодрома в автошколе и в школьном экзамене сохраняется фигурное вождение, вызывает улыбку у большинства тех, кто занимается тематикой подготовки водителей. Если сейчас автошколы не особенно напрягаются, чтобы выполнить программу подготовки, то в условиях, когда из экзамена уйдет автодром, можно не сомневаться что качество подготовки пойдет под откос. Складывается впечатление, что руководство ГИБДД потрафляет «легким деньгам» недобросовестных организаций и коррупционеров.
Иллюстрации с сайта http://1pnz.ru