Как появление транспортной телематики (датчиков, ГЛОНАСС), новых способов оплаты, интеллектуальной транспортной системы, сервисов для пассажиров отразилось на транспортной отрасли России? Какие нововведения появятся в ближайшее время? СЕО международного сервиса по бронированию трансферов и аренде автомобиля с водителем GetTransfer.com Александр Сапов рассказал сетевому изданию «Агентство транспортной информации», какие технологии изменили общественный транспорт Российской Федерации.
«Еще 10 лет назад сложно было представить себе, что планировать поездку по городу можно не выходя из дома, потому что на экране телефона видно перемещение автобусов и троллейбусов в реальном времени. Сегодня технологии спутникового отслеживания объектов сделали это объективной реальностью для многих городов. Некоторые приложения помогают, в том числе, выстраивать поездки от точки А к точке Б, выбирать маршруты по стоимости и оптимальному времени. Все это, безусловно, повышает уровень комфорта для пассажиров. Очевидную пользу современная транспортная телематика приносит и местным администрациям. Во-первых, они лучше контролируют работу транспортников. Во-вторых, происходит разгрузка городской транспортной системы. Общественному транспорту требуются положительные изменения, повышающие его привлекательность в конкуренции с личными автомобилями. Для этого, к примеру, целесообразно внедрять единые системы и новые способы оплаты. Транспортные карты стали по сути удобными электронными кошельками, хотя их применение пока ограничивается десятком крупнейших городов страны. Функциональность таких карт растет. У их пользователей появляются программы лояльности, а также возможности оплаты не связанных с транспортом услуг, например, входа в зоопарки и другие городские места отдыха. Продолжается внедрение систем оплаты проезда банковскими картами в регионах. Например, в этом году технология начала тестироваться в Самаре и Барнауле. В Барнауле терминалы работают только с бесконтактными картами, и, несмотря на это, в тестовом периоде около 30% пассажиров отдавали предпочтение безналичной оплате проезда. Подходят для этого и различные устройства с чипом NFC — телефоны, умные часы и браслеты. Важное направление совершенствования общественного транспорта — повышение его “дружелюбности” к владельцам смартфонов и планшетов. Им нужен Wi-Fi и возможность зарядки батареи. Первый вопрос решается чуть проще — путем установки дополнительного оборудования. Разъемы для подзарядки внедрить сложнее, поэтому они обычно появляются вместе с закупкой новых транспортных средств. Для повышения безопасности автобусы, троллейбусы и трамваи оснащаются системами видеонаблюдения. Удобство поездок повышается такими несложными, но важными вещами, как цифровые табло с полезной информацией — название следующей остановки, температура воздуха и так далее».
Технологии для внедрения в российских городах
Из перспективных направлений стоит говорить, в том числе, о внедрении на транспорте системы распознавания лиц. Вместе с видеонаблюдением она будет работать на повышение безопасности. Постепенно развивающийся интернет вещей через какое-то время затронет и общественный транспорт. Его основная цель здесь — контроль перевозки грузов. Усовершенствование требуется и в части оповещения о внештатных ситуациях. Оснащение техники дополнительными датчиками поможет контролировать расход топлива и выбросы в атмосферу, а также повысит защиту от взломов и угонов. При обсуждении перспектив развития городского транспорта нельзя не коснуться вопроса беспилотников. У отдельных производителей такие модели уже есть, они проходят тестирования на полигонах. Говорить о скором появлении беспилотных автобусов и трамваев в российских городах пока рано, но в ближайшие 10 лет это вполне может стать частью нашей реальности. Пока же вопрос изучается с разных сторон, как с технической, так и с юридической. Например, не определено, кого считать ответственным в случае ДТП. Из обсуждаемых вариантов — производители и страховщики.
Возможные нововведения
Потенциал той же транспортной телематики далеко не исчерпан. Она позволяет следить не только за положением и перемещением транспорта, но и за состоянием водителя, а также его поведением. Появление такой системы контроля позволит сократить число аварий, поэтому ее обсуждение в экспертной среде уже началось. Безналичную и бесконтактную оплату необходимо развивать, это не дань моде, а объективная необходимость. Согласно опросам, 35% горожан готовы чаще пользоваться общественным транспортом, если платить за проезд станет проще. Простота, скорость оплаты и отказ от наличных при ежедневных поездках — обязательные компоненты комфортной городской среды.
Проблемные вопросы
Среди ключевых проблем стоит отметить нежелание перевозчиков обновлять парки и нести расходы на внедрение новых технологий. При появлении трудностей с денежными средствами они предпочитают лоббировать повышение платы за проезд, и лишь немногие работают на дальнюю перспективу.