Развитие российской автомобильной промышленности в современных реалиях

Российским автозаводам приходится работать в сложных условиях их продукция конкурирует как с новыми, так и с подержанными автомобилями иностранного производства. О видимых сегодня перспективах отрасли рассказал CEO международного сервиса по бронированию трансферов GetTransfer.com Александр Сапов

В условиях спада спроса каким образом могла бы развиваться российская автомобильная промышленность? Какую стратегию здесь было бы разумно выбрать автопроизводителям: выжидать пока спрос восстановится или адаптироваться под запросы покупателей уже сейчас?

Ожидать восстановления спроса без каких-либо вдумчивых действий не следует. Если не идти навстречу покупателю, то к нему выйдут другие конкуренция со стороны зарубежных производителей слишком высока. Конечно, нужно адаптироваться под существующие требования больше современных компонентов за меньшие деньги. Российскому автопрому при всех серьезных вливаниях в модернизацию последних лет нужно продолжать работать над повышением эффективности. Отчасти правительство РФ задумалось над этим и создало стратегию развития отечественного автопрома до 2025 года. В ней есть интересные наблюдения за другими странами с развитой автомобильной промышленностью. В таких странах 80 процентов выпущенных машин приходится на 6-8 базовых платформ. Это позволяет добиться безубыточности и экономической оправданности производства. В России таких платформ больше, причем часть из них устарела. Их нужно снимать с производства и заменять чем-то другим: новыми отечественными разработками или универсальными зарубежными решениями. 

В условиях глобальной трансформации рынка (падение спроса на классические автомобили, появление электромобилей и пр.) какую стратегию можно выбрать автопроизводителям в России?

Автопрому нужно трансформироваться вместе с рынком. Это сложно, потому что проявляются разные векторы развития, и совершенно не ясно, какое направление производства станет преобладающим через 15-20 лет. Хороший ориентир наблюдение за ведущими мировыми игроками автомобильного рынка. Еще очевиднее текущая статистика продаж разных типов автомобилей. Интерес покупателей к гибридам и электрокарам нужно учитывать в формировании собственной продуктовой стратегии. Если электрокары в России пока еще остаются в качестве дорогих игрушек, то машины с гибридными двигателями постепенно становятся одним из стандартных вариантов выбора для покупателя. Развивать надо все актуальные направления производства, чтобы в будущем иметь возможность оперативного выпуска на “прилавки” те или иные разработки своей продукции. 

Есть ли в России перспективы развития производства электромобилей?

За громкими новостями о все большем внедрении электромобилей многие забывают о том, насколько неравномерно по миру их распространение. Например, в Норвегии гибридов и электрокаров уже продается больше, чем машин с бензиновым и дизельным двигателем. В Китае в эксплуатации находится больше 1,5 миллионов электромобилей. А в России на учете их стоит всего 3,5 тысячи. 

Электрокары у нас пока массово не приживаются по нескольким причинам: 

  • нет господдержки перехода на них; 
  • бизнес (например, таксопарки) не стремится переходить на электротягу; 
  • нет зарядной инфраструктуры; 
  • экзотичность таких машин и специфичность их эксплуатации все еще пугают.

Пока в России недостаточно возможностей комфортно эксплуатировать электромобили, нет практических стимулов покупать их. И самое главное нет их собственного производства. Тут пока получается тупик. Электрокары обходятся дороже обычных авто, и дешевле они станут только после разворачивания массового производства. Несмотря на это, я думаю, что потенциал у электрокаров есть, но в перспективе 5-7 лет. 

Какие ещё перспективные технологии могла бы использовать российская автомобильная промышленность?

В наших условиях значительно перспективнее элекротяги пока выглядит переход на газ. Этого топлива добывается много, сеть заправок хоть и нуждается в развитии, но она есть. Автовладельцам явно не хватает заводских решений, избавляющих их от необходимости после покупки машины задумываться над тем, где поставить газовое оборудование. Другое перспективное направление автономное вождение. Беспилотные автомобили во все большем количестве используются на закрытых территориях. Автопилоты это, опять же, надстройки с участием сторонних компаний. В условиях интереса к этой теме автозаводам стоит развивать свои беспилотные направления. Бизнесу будет интересно и такое решение как подключенный автотранспорт. Для его реализации в машину добавляются электронные компоненты, подключающие ее к Интернету и дающие возможность удаленного контроля. Это позволяет снимать параметры работы, а также следить за действиями водителей. 

Насколько целесообразно разворачивать на территории России заводы по производству автокомпонентов?

Производство автомобильных компонентов в России уже существует, причем этим занимаются как отечественные, так и зарубежные компании. Комплектующими обеспечиваются и работающие в стране автозаводы, и вторичный рынок. Больше всего таких предприятий в Самарской, Нижегородской, Ульяновской и Калужской областях, в Татарстане, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также в Москве и Московской области. Этой отрасли есть куда развиваться, и правительству стоит продолжать заниматься привлечением в Россию иностранных производителей. Применяемые тут меры вполне работоспособны в регионах создаются особые экономические зоны, предоставляются налоговые льготы и обустраиваются технопарки. Когда есть возможность заехать со своей линией в уже готовое помещение вблизи развитой транспортной инфраструктурой, производство можно развернуть за несколько месяцев. 

Есть ли перспективы увеличения экспорта из России автомобилей и автокомпонентов?

Автомобильные компоненты из России вывозят и сейчас. Один из свежих примеров   мартовская договоренность о создании в Ульяновской области завода по изготовлению пластиковых деталей. Предприятие называется ООО «Кунстштоф Аутомотив Технолоджи Ульяновск», оно создается вместе с немецкой компанией Raven Group. Продукция будет поставляться крупнейшим европейским производителям, в том числе BMW и Volkswagen. С развитием экспорта автомобилей из России сложнее. В этом сегменте основная задача сохранить имеющиеся показатели. За год в другие страны вывозится чуть менее 100 000 выпущенных в России автомобилей. Чтобы нарастить экспорт, нужно выходить на еще не освоенные рынки или повышать привлекательность своей продукции. Обе задачи в реализации сложны, поэтому говорить о возможности резкого скачка экспорта не стоит. А вот последовательный рост вполне возможен. В мире неплохо известны Lada 4×4 и внедорожники УАЗ, ближайшие соседи все сильнее охватываются дилерской сетью Lada, а также за рубеж неплохо уходят популярные иностранные модели, например Volkswagen Polo и Skoda Yeti.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика