Российским автозаводам приходится работать в сложных условиях — их продукция конкурирует как с новыми, так и с подержанными автомобилями иностранного производства. О видимых сегодня перспективах отрасли рассказал CEO международного сервиса по бронированию трансферов GetTransfer.com Александр Сапов.
В условиях спада спроса каким образом могла бы развиваться российская автомобильная промышленность? Какую стратегию здесь было бы разумно выбрать автопроизводителям: выжидать пока спрос восстановится или адаптироваться под запросы покупателей уже сейчас?
Ожидать восстановления спроса без каких-либо вдумчивых действий не следует. Если не идти навстречу покупателю, то к нему выйдут другие — конкуренция со стороны зарубежных производителей слишком высока. Конечно, нужно адаптироваться под существующие требования — больше современных компонентов за меньшие деньги. Российскому автопрому при всех серьезных вливаниях в модернизацию последних лет нужно продолжать работать над повышением эффективности. Отчасти правительство РФ задумалось над этим и создало стратегию развития отечественного автопрома до 2025 года. В ней есть интересные наблюдения за другими странами с развитой автомобильной промышленностью. В таких странах 80 процентов выпущенных машин приходится на 6-8 базовых платформ. Это позволяет добиться безубыточности и экономической оправданности производства. В России таких платформ больше, причем часть из них устарела. Их нужно снимать с производства и заменять чем-то другим: новыми отечественными разработками или универсальными зарубежными решениями.
В условиях глобальной трансформации рынка (падение спроса на классические автомобили, появление электромобилей и пр.) какую стратегию можно выбрать автопроизводителям в России?
Автопрому нужно трансформироваться вместе с рынком. Это сложно, потому что проявляются разные векторы развития, и совершенно не ясно, какое направление производства станет преобладающим через 15-20 лет. Хороший ориентир — наблюдение за ведущими мировыми игроками автомобильного рынка. Еще очевиднее — текущая статистика продаж разных типов автомобилей. Интерес покупателей к гибридам и электрокарам нужно учитывать в формировании собственной продуктовой стратегии. Если электрокары в России пока еще остаются в качестве дорогих игрушек, то машины с гибридными двигателями постепенно становятся одним из стандартных вариантов выбора для покупателя. Развивать надо все актуальные направления производства, чтобы в будущем иметь возможность оперативного выпуска на “прилавки” те или иные разработки своей продукции.
Есть ли в России перспективы развития производства электромобилей?
За громкими новостями о все большем внедрении электромобилей многие забывают о том, насколько неравномерно по миру их распространение. Например, в Норвегии гибридов и электрокаров уже продается больше, чем машин с бензиновым и дизельным двигателем. В Китае в эксплуатации находится больше 1,5 миллионов электромобилей. А в России на учете их стоит всего 3,5 тысячи.
Электрокары у нас пока массово не приживаются по нескольким причинам:
- нет господдержки перехода на них;
- бизнес (например, таксопарки) не стремится переходить на электротягу;
- нет зарядной инфраструктуры;
- экзотичность таких машин и специфичность их эксплуатации все еще пугают.
Пока в России недостаточно возможностей комфортно эксплуатировать электромобили, нет практических стимулов покупать их. И самое главное — нет их собственного производства. Тут пока получается тупик. Электрокары обходятся дороже обычных авто, и дешевле они станут только после разворачивания массового производства. Несмотря на это, я думаю, что потенциал у электрокаров есть, но в перспективе 5-7 лет.
Какие ещё перспективные технологии могла бы использовать российская автомобильная промышленность?
В наших условиях значительно перспективнее элекротяги пока выглядит переход на газ. Этого топлива добывается много, сеть заправок хоть и нуждается в развитии, но она есть. Автовладельцам явно не хватает заводских решений, избавляющих их от необходимости после покупки машины задумываться над тем, где поставить газовое оборудование. Другое перспективное направление — автономное вождение. Беспилотные автомобили во все большем количестве используются на закрытых территориях. Автопилоты — это, опять же, надстройки с участием сторонних компаний. В условиях интереса к этой теме автозаводам стоит развивать свои беспилотные направления. Бизнесу будет интересно и такое решение как подключенный автотранспорт. Для его реализации в машину добавляются электронные компоненты, подключающие ее к Интернету и дающие возможность удаленного контроля. Это позволяет снимать параметры работы, а также следить за действиями водителей.
Насколько целесообразно разворачивать на территории России заводы по производству автокомпонентов?
Производство автомобильных компонентов в России уже существует, причем этим занимаются как отечественные, так и зарубежные компании. Комплектующими обеспечиваются и работающие в стране автозаводы, и вторичный рынок. Больше всего таких предприятий в Самарской, Нижегородской, Ульяновской и Калужской областях, в Татарстане, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также в Москве и Московской области. Этой отрасли есть куда развиваться, и правительству стоит продолжать заниматься привлечением в Россию иностранных производителей. Применяемые тут меры вполне работоспособны — в регионах создаются особые экономические зоны, предоставляются налоговые льготы и обустраиваются технопарки. Когда есть возможность заехать со своей линией в уже готовое помещение вблизи развитой транспортной инфраструктурой, производство можно развернуть за несколько месяцев.
Есть ли перспективы увеличения экспорта из России автомобилей и автокомпонентов?
Автомобильные компоненты из России вывозят и сейчас. Один из свежих примеров — мартовская договоренность о создании в Ульяновской области завода по изготовлению пластиковых деталей. Предприятие называется ООО «Кунстштоф Аутомотив Технолоджи Ульяновск», оно создается вместе с немецкой компанией Raven Group. Продукция будет поставляться крупнейшим европейским производителям, в том числе BMW и Volkswagen. С развитием экспорта автомобилей из России сложнее. В этом сегменте основная задача сохранить имеющиеся показатели. За год в другие страны вывозится чуть менее 100 000 выпущенных в России автомобилей. Чтобы нарастить экспорт, нужно выходить на еще не освоенные рынки или повышать привлекательность своей продукции. Обе задачи в реализации сложны, поэтому говорить о возможности резкого скачка экспорта не стоит. А вот последовательный рост — вполне возможен. В мире неплохо известны Lada 4×4 и внедорожники УАЗ, ближайшие соседи все сильнее охватываются дилерской сетью Lada, а также за рубеж неплохо уходят популярные иностранные модели, например Volkswagen Polo и Skoda Yeti.