Сетевое издание «Агентство транспортной информации» оказывает информационную поддержку форуму «Инфраструктурные инициативы бизнеса».
В пятницу 29 ноября 2019 года в Москве состоялся форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса», в рамках которого были сформированы предложения в адрес Правительства Российской Федерации по нормативно-правовому и ресурсному обеспечению проектов в области транспортной инфраструктуры.
В работе форума приняли участие более 600 делегатов и гостей: представители руководства Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, руководители крупных банков, проектных и инвестиционных компаний, а также представители многих регионов Российской Федерации.
Интересным показалось заседание рабочей группы «Инвестиции в проекты городского транспорта», на котором в частности выступил заместитель Министра финансов Российской Федерации Иванов Андрей Юрьевич. Андрей Иванов отметил, что существует много механизмов стимулирования обновления и покупки подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования. Однако всегда следует иметь в виду устоявшееся понятие «инфраструктурные ограничения». Инфраструктурные ограничения существуют всегда: в виде неразвитой улично-дорожной сети, в виде отсутствия должного количества транспортно-пересадочных узлов или надлежащего качества трамвайных путей. Со слов Андрея Иванова, в настоящее время в Министерстве финансов Российской Федерации выбрали десять городов-миллионников, на которых будут оттачиваться технологии государственно-частного партнерства в обновлении парка городского пассажирского транспорта общего пользования. В этих городах уже сформированы и опробованы контракты жизненного цикла, придается особое внимание развитию трамвайного сообщения, предлагаются различные платежные сервисы. На обновление парка городского пассажирского транспорта общего пользования в этих городах предусматривается выделение около 360 млрд руб. из федерального бюджета. Для создания необходимой нормативно-правовой базы в Министерстве финансов Российской Федерации разрабатывается Закон о защите инвестиций в процессе государственно-частного партнерства. Однако извечная проблема «инфраструктурные ограничения» при этом никуда не уходит. Представляется, что развитие транспортной инфраструктуры должно следовать вместе с развитием дорожной инфраструктуры и производиться из средств дорожного фонда, конечно при помощи трансфертов из региональных бюджетов и бюджетов Российской Федерации в рамках национальных проектов.
Далее выступил директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Бакирей Алексей Сергеевич. Он рассказал, что сейчас существует правовая проблема участия регионов в реализации небольших проектов государственно- и муниципально-частного партнерства. Основная инфраструктура в городах — это муниципальная собственность, поэтому по существующему законодательству бюджет региона не может впрямую финансировать развитие инфраструктуры на территории муниципального образования. Предлагается предусмотреть внесение изменений в часть федеральных законов, в частности о государственно-частном партнерстве, в которых субъект Российской Федерации сможет присутствовать в качестве третьей стороны в контрактах и концессиях муниципально-частного партнерства. Со слов Алексея Бакирея, необходимо так же уже сейчас думать над решением ещё одной проблемы, которая заключается в том, что концессионные соглашения и иные формы государственно-частного партнерства не всегда хорошо увязываются с требованиями Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Дело в том, что концессионер, например, вложившись в инфраструктуру развития трамвайного движения и заключив соответствующее соглашение с муниципалитетом или регионом, построив пути и поставив на них подвижной состав, должен ещё поучаствовать в конкурсе по выбору перевозчика на той инфраструктуре, которую он построил. Эти нормы заложены в Федеральном законе от 13.07.2015 N 220-ФЗ. Здесь требуется найти какое-то приемлемое решение для тех инвесторов, которые заходят не как перевозчики, а как концессионеры и инвесторы.
Алексей Бакирей напомнил, что Министерство транспорта Российской Федерации продолжает разработку Федерального закона, определяющего качество транспортного обслуживания населения пассажирским транспортом общего пользования. Было проведено уже несколько этапов разработки нормативных и методических документов, сейчас в планах стоит формирование и внесение в Федеральное собрание специального закона, посвященного этому вопросу.
Следующим выступил Заместитель Председателя ВЭБ.РФ Довлатов Артем Сергеевич. Он рассказал, что у института ВЭБ.РФ есть своя программа по обновлению подвижного состава и развитию городского пассажирского транспорта общего пользования. Уже выбраны 20 городов, направлены письма руководству этих городов, которым будут предлагать варианты использования инструментов государственно-частного партнерства для обновления подвижного состава.
Вместе с тем, Артем Довлатов отметил, что хотелось бы, чтобы все работы, которые сейчас существуют в рамках национального проекта, инициативы Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственных транспортных лизинговых компаний были синхронизированы: «Мы бы двигались параллельно друг другу в общем деле модернизации транспортной инфраструктуры и развития пассажирского транспорта общего пользования».
От Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) выступил заместитель генерального директора по работе с клиентами Добровольский Владимир Павлович. Он отметил, что к сегодняшнему дню поставлено уже около 30000 единиц техники в города, в первую очередь пассажирского транспорта. Текущая лизинговая ставка — 7,9% годовых. Сейчас с помощью усилий компании ГТЛК на 70% обновили парк пассажирского транспорта в Крыму. Однако развитие сдерживает наличие инфраструктурных ограничений. В частности, это не только дороги, рельсы, но ещё и, например, газовые автозаправочные станции, которые существенно ограничивают развитие пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе. В целом, в своем выступлении Владимир Добровольский представил некое видение распределения задач, в котором он видит участие ГТЛК в поставке подвижного состава, а компании ВЭБ.РФ в развитии транспортной инфраструктуры.
Официальный сайт форума: https://infra2024.ru/
Фото с мероприятия:
One thought on “Итоги форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса». Часть 1”