Сетевое издание «Агентство транспортной информации» оказывает информационную поддержку форуму «Инфраструктурные инициативы бизнеса».
В пятницу 29 ноября 2019 года в Москве состоялся форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса», в рамках которого были сформированы предложения в адрес Правительства Российской Федерации по нормативно-правовому и ресурсному обеспечению проектов в области транспортной инфраструктуры.
После обеда в 15:00 началась пленарная сессия «Инфраструктура и национальные цели развития. Инициативы бизнеса».
Основное выступление на данной сессии сделал Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Расстригин Михаил Алексеевич. Он отметил, что в Правительстве Российской Федерации уделяется большое внимание развитию транспортной инфраструктуры. Кроме национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», начинает работать Комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры, который на сегодняшний день стоит уже около 8 трлн рублей. В ходе предыдущих обсуждений было отмечено, что в данный момент в стране достаточно портовых мощностей (морских и речных), и ощущается нехватка в железнодорожной инфраструктуре, которая отстает от развития портов. Все участники пленарной дискуссии отметили, что в мире происходит глобальный переток центров притяжения грузов. Этим тенденциям подвержена и территория Российской Федерации. Отчётливо наблюдается вектор стремления грузов на Восток. В основном, это тяжёлые грузы, строительные материалы. Это общемировой вектор. Роста грузооборота в Европу практически не наблюдается. Сегодняшний грузооборот с Китаем больше в 200 раз, чем с Соединёнными Штатами Америки. Однако, при увеличении объемов перевозки грузов на Восток возникают внутренние проблемы в Российской Федерации, например по доставке Кузбасского угля в Европейскую часть России из-за существенной перегруженности существующей железнодорожной инфраструктуры.
Так же не стоит забывать и про северные морские пути. С увеличением тоннажности морских судов северные морские пути становятся более интересными для бизнеса и более эффективными, чем железнодорожные перевозки. Увеличение грузоподъемности морских судов позволяет существенно повысить рентабельность дальних перевозок в Южную Америку и Австралию, в которых сейчас совершенно непонятен спрос на грузоперевозки. При этом многие выступающие на пленарной сессии форума отметили, что все перевозки стали мультимодальными. Отправителю груза не так важно, какими видами транспорта будет отправлен их груз, сколько важны значения показателей, таких как рубль на тонну и рубль в минуту. Первый показатель оценивает качество и эффективность перевозки грузов, второй показатель — качество и эффективность перевозки пассажиров. Это сейчас два активно формирующихся показателя оценки качества любой транспортной инфраструктуры любой страны.
Участники дискуссии отметили, что участие бизнеса в транспортной инфраструктуре может идти по двум путям: или бизнес эксплуатирует существующую транспортную инфраструктуру, создаёт для неё транспортную работу и, соответственно, прибавочную стоимость, или бизнес создает эту инфраструктуру в процессе строительства дорог, мостов, при помощи инструментов государственно-частного партнерства. Если в первой части наблюдается существенный рост и увеличение доли частных предприятий в перевозочном процессе, то во второй части есть определённый провал, который, возможно, возникает из-за плохо развитой публичной составляющей государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах. Вследствие чего, государству следует уделить гораздо больше внимания информационной составляющей, а также популяризации идей государственно-частного партнерства, которое имеет множество эффектов, связанных с развитием страны. Частный капитал не только помогает развивать инфраструктуру, но и приносит новые интересные компетенции частных компаний в транспортную сферы России.