В Правительстве Российской Федерации обсуждаются меры расширения рынка электрокаров в России. Несмотря на рост сегмента, в Российской Федерации пока эксплуатируются всего около 4,6 тыс. электромобилей, или примерно 0,1% от всего автопарка. Среди участников обсуждения плана-графика стимулирования развития электротранспорта в стране на 2020 год — Минпромторг, Минфин, Минэкономразвития, Минтранс и другие ведомства. В проекте документа предлагается разрешить собственникам электромобилей в России ездить по выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатно пользоваться парковками, оснащенными зарядными устройствами, и ездить по платным трассам. Также предлагается освободить владельцев машин с электродвигателями от транспортного налога. Указаны и мероприятия, направленные на стимулирование производства электрокаров в стране, — субсидирование изготовителей и налоговые льготы, сообщает газета Известия.
По мнению генерального директора компании «AutoBazar.US» Игоря Речицкого, эти меры не существенно повлияют на расширение парка электромобилей в России. Бесплатная парковка на стоянках с заправочными устройствами — хорошая идея. В целом, развитие инфраструктуры для водителей электрокаров — это прекрасная инициатива. Все остальные предложенные меры оставляют у меня большие вопросы в их эффективности.
«Мы экспортируем автомобили из США уже много лет, в том числе и в Россию. Большой спрос на автомобили на электротяге мы наблюдаем из Украины, чему способствует отмена таможенных сборов и налогов на ввоз электромобилей. Для сравнения, сегодня в Украине эксплуатируется больше 27 000 электрокаров, что почти в 6 раз больше текущего количества электромобилей в России. Для того, чтобы ввезти в Россию самый популярный электрокар Nissan Leaf (возьмем для примера 3-х летний авто стоимостью 15000$), в России нужно заплатить около 5800$ (ввозная пошлина, акциз, НДС, утилизационный сбор), без учета кнопки Глонасс (около 40 000 руб.), стоимости брокерских услуг (от 10 000 руб.) и т.д. Для ввоза такого же автомобиля в Украину покупатель должен уплатить только акцизный сбор, который составляет всего 30 евро. К нам поступает очень много вопросов о возможности приобретения поддержанных электромобилей с рынка США, но все они в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. После расчета стоимости таможенной очистки авто, люди откладывают покупку. Жители регионов из-за неразвитой инфраструктуры для владельцев таких автомобилей покупку электромобиля даже не рассматривают».
Директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Разин скептически оценивает данную идею в текущих условиях.
«В настоящий момент в России нет инфраструктуры для зарядки автомобилей на парковках. Процесс зарядки небыстрый и требует, скорее, оборудования жилых зон подобными устройствами. В настоящее время технологии не позволяют значительно снизить стоимость производства элементов, и электромобили значительно проигрывают по этим показателям классическим авто на ДВС. Перспектива льготного проезда по платным трассам также утопична, так как они подразумевают скоростную езду за городом, что абсолютно не согласуется с электромобилем, имеющим малый ресурс хода, приспособленного в основном для коротких поездок по городу. Более того, значительно снижает ресурс хода обогрев элементов в холодное время года, что, по сути, делает электромобиль, в лучшем случае, второй машиной в семье. Перспектива освобождения от налога на фоне разницы в цене выглядит абсурдной. Таким образом, перспективы развития автопарка электромобилей в России на горизонте 10-20 лет выглядят очень скромно, это требует не малопривлекательного стимулирования, а реализации огромных инфраструктурных проектов для создания доступной сети зарядных станция абсолютно повсеместно, как фактически это сейчас реализовано с зарядкой персональных гаджетов».
Руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров считает, чтобы стимулировать спрос на них, необходимы дополнительные меры поддержки, как автомобилистов, так и автопроизводителей, которые и разрабатываются Правительством.
«К этим мерам относятся разрешение на движение по выделенным полосам для общественного транспорта, отмена оплаты парковки и передвижения по платным трассам. Помимо этого, рассматриваются предложения освободить владельцев электрокаров от транспортного налога, а также стимулирования производства таких автомобилей в России. В 2019 году количество проданных новых электрокаров увеличилось до 261 штуки, что на 2,8% превышает показатель прошлого года. Это говорит о том, что, несмотря на развитие сегмента, предлагаемых мер стимуляции спроса на электромобили недостаточно. Можно вдобавок к этому снизить ввозную таможенную пошлину на данную категорию авто, которая увеличивает стоимость автомобилей до 40, а также увеличить инвестиции в развитие инфраструктуры для электрокаров».
Пресс-служба «МЕГА Теплый Стан»:
«МЕГА Теплый Стан поддерживает идею бережного отношения к окружающей среде, которая включает использование возобновляемых источников энергии и сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Появление зарядных станций для электротранспорта – одна из важных инициатив, которая направлена на реализацию этих задач. На подземной парковке МЕГИ Теплый Стан появятся зарядные станции для электромобилей. Для гостей будут доступны четыре установки средневысокой мощности».