Водителям будут компенсировать 90% расходов при переводе автомобиля с бензина на газ

Министр энергетики Александр Новак предложил вице-премьеру Юрию Борисову в качестве антикризисной меры увеличить долю субсидий из бюджета на перевод автомобилей с бензина на газомоторное топливо в два раза — с 30 до 60% от стоимости переоборудования. Еще 30% расходов выделит «Газпром» за счет маркетинговых программ своей «дочки» «Газпром газомоторное топливо» (основной поставщик газа для транспорта). Владельцам автомобиля останется заплатить лишь 10% стоимости перевода техники на газ. По мнению министра энергетики, эта мера позволит водителям сэкономить от 4 млрд до 5 млрд рублей. Переход на использование газомоторного топлива (компримированный природный газ, КПГ) может быстро и значительно, на 60–65%, снизить затраты владельцев автомобилей на бензин и дизель, пояснил Новак. В его письме речь идет про малый и средний бизнес, а также граждан, включая самозанятых, для которых эти расходы являются значимой и социально чувствительной статьей в условиях распространения коронавирусной инфекции. Переоборудование одного автомобиля стоит от 80 тыс. до 150 тыс. руб. Легковой автомобиль можно переоборудовать на газ за 30–100 тыс. руб. в зависимости от его класса и мощности, грузового — от 100 тыс. до 500 тыс. руб, микроавтобуса — 100–150 тыс. руб. Сам механизм компенсации пока не представлен.

Своим мнением о предложении поделился Леонид Багдасаров, кандидат технических наук, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина: «Мы можем сказать, что метан, как моторное топливо, обладает одним значительным преимуществом — он самый экологичный. В нем 25% водорода, а водород не только выделяет много тепла, но и при сгорании образует теплый пар, который для людей и для природы абсолютно безопасен. За метаном будущее, поэтому предложение о такой значительной дотации вызовет определенные подвижки на рынке. Но, надо сказать, что метановая заправка достаточно сложная. Там стоит мощный компрессор, который должен направлять газ в специальные толстостенные баллоны до давления в 200 атмосфер, и процедура в целом занимает более длительное время, чем заправка бензином. Отмечу и недостаточную развитость системы газовых заправок в России, но если ее разовьют, то будут одни преимущества. К примеру, Узбекистан в силу определённых обстоятельств был вынужден почти полностью перейти на метан и успешно перешел».

Виталий Лисин, кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ) рассказал о технических нюансах перевода автомобиля на газ: «С технической точки зрения, автомобили, которые выпускаются на рынке сегодня рассчитаны на жидкие топлива, если мы рассматриваем двигатель и системы питания. Метан при всех позитивных качествах имеет одно отрицательное свойство – использование метана в стандартных двигателях ведет к потерям по КПД двигателя, то есть будут снижаться и мощностные показатели и, соответственно, расход топлива будет несколько увеличен. Помимо улучшения инфраструктуры, следует заняться вопросом адаптации или производством новых двигателей, именно газовых».   

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития, рассказал, что необходимо для отлаженной работы механизма выдачи субсидий: «Министерство энергетики предлагает практически 100% покрытие субсидиями. Главное, чтобы механизм получения субсидий был понятен и прозрачен. Это могут быть, например, договоры со станциями ТО, куда субсидии будут перечисляться, исходя из конкретного типа транспортного средства. Если говорить о каких-либо рисках, то их можно исключить. Установка должна быть произведена точно по регламентам и квалифицированными специалистами. Я считаю, что в этом деле поможет как раз цифровизация, чтобы субсидии выдавались не на руки и люди сами искали сомнительно бюджетные места для переоборудования автомобилей и забирали остаток субсидии «в карман». Что касается развития инфраструктуры, то здесь существует замкнутая проблема: мало транспорта, как следствие, мало газовых заправок. Сегодня в развитии газовых заправок мало экономического смысла, а раз нет в достаточном количестве заправочных станций, то и владельцы автомобилей не спешат их переоборудовать. Только когда государство включается в качестве контрагента, дающего субсидии, процесс наращивает темпы развития, создается и спрос, и предложение».

Эксперт подчеркнул некоторые тенденции, которые затормозили переход на газомоторное топливо: «Газ — это наше естественное конкурентное преимущество, стоимость газа в России ниже, чем стоимость бензина. С точки зрения экономии топлива газ выглядит более экономичным ресурсом в сравнении с использованием бензина или дизеля. Программа по переходу на газомоторное топливо была принята давно, но сути двигалась очень медленно. На это повлияло несколько факторов, например, в Москве общественный транспорт совершил переход на сторону электротранспорта в силу возможных психологических опасений. Были случаи, когда баллоны в автомобиле взрывались, и Москва в частности приняла решение сразу перейти на следующую ступень и развивать электротранспорт. Парадокс в том, что электротранспорт использует дизель, то есть: дизелем обогреваемся, а на электричестве едем. Эффект получается половинчатый».

Использование природного газа в качестве моторного топлива — мировая тенденция, которая активно развивается в более чем 80 странах, где парк таких транспортных средств насчитывает около 22,5 млн единиц. Все логично, ведь мировые запасы газа огромны, его легко транспортировать из районов добычи, что делает цену значительно ниже. По данным на март 2020 года, в России было 484 заправки с газомоторным топливом, 329 из них принадлежат группе «Газпром». Объем реализации КПГ на заправках «Газпрома» в России в 2019 году вырос на 30%, до 779,3 млн куб. м.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика