В связи с увеличением финансирования премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минтрансу уделить особое внимание контролю качества строительства дорог и целевому использованию выделяемых денег. По его словам, за счет дополнительных средств до конца года будут приведены в порядок более 480 км дорог. При этом 44 млрд рублей — первая часть суммы, которую планируется направить в регионы, перевыполняющие «дорожный» нацпроект. Как ранее говорил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, в общей сложности господдержка на эти цели составит 100 млрд рублей. Заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов заявил, что в России 43 субъекта завершили или заканчивают дорожные программы первого года реализации национального проекта. Об этом он рассказал на всероссийском семинаре-совещании «Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: горизонт задач на 2020 год».
Тихонов Александр Юрьевич, заместитель начальника управления развития научно-технического потенциала дорожной отрасли – начальник Отдела Акселерации и продвижения ФАУ «РОСДОРНИИ», рассказал о создании Общеотраслевого центра компетенций по новым материалам и технологиям для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ: «В рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на базе РОСДОРНИИ был создан Общеотраслевой центр компетенций (ОЦК) по новым материалам и технологиям для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ. Основной целью создания ОЦК является достижение ключевых показателей за счет применения новых технологий, а также единых методов повышения эффективности дорожной деятельности. Опыт создания подобных центров не уникален – мы видим примеры Германии, США и КНР. Такие центры позволяют не только скоординировать и настроить работы предприятий дорожной отрасли для достижений определённых показателей, а они позволяют объединить все предприятия в полноценную систему. Одной из важнейших задач национального проекта является использование передовых технологий. Новые технологии — это тот инструмент, который помогает все наши труды и экономические вложения продлить на долгие годы вперед, а не только добиться конкретных показателей здесь и сейчас. С этим как раз связано достижение показателя «80% контрактов на строительство и содержания дорог должны к 2024 году заключаться с расчетом на использование новых технологий». Особенно большую ценность этот показатель будет иметь в том случае, если новые технологии, которые мы будем применять, будут не только соответствовать перечню, но и повышать транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог и их безопасность. Сегодня ОЦК реализует широкий круг задач:
- Мониторинг качества.
Это одно из активно развивающихся направлений, основной целью которого является сбор, анализ и доведение информации о качестве выполнения дорожно-строительных дорог. Наличие достоверных и объективных данных о качестве этих работ позволяет нам повышать надежность и безопасность автомобильных дорог, а также это является основой для принятия эффективных управленческих решений. Мы проводим документальный аудит, инспекционный мониторинг и инструментальный мониторинг.
Общее количества участков выборочного мониторинга в 2020 году составляет 364 участка по всей стране. При чем мы стараемся выбирать участки как с применением новых технологий, так и без них.
- Внедрение новых технологий.
В рамках нацпроекта у нас имеется перечень лучших технологий. В своей деятельности мы опираемся на то, что выбор технологии для внедрения должен определяться наличием долгосрочного экономического эффекта при реализации.
Отмечу, что мы не являемся контрольным органом. ОЦК лишь оказывает содействие регионам, поэтому наше взаимодействие с субъектами выглядит так: группа мониторинга находит какие-то недочеты, мы даем свои рекомендации по их устранению, мы всегда открыты к сотрудничеству и идем навстречу, если региональные власти оперативно принимают меры по устранению проблем. Есть субъекты РФ, которые игнорируют наши рекомендации и в таком случае, мы, как подведомство Министерства транспорта, поднимаем этот вопрос выше».
В настоящее время в лаборатории созданного на базе РосдорНИИ общеотраслевого центра компетенций (ОЦК) поступает оборудование, которое позволяет моделировать нагрузки и воздействия, характерные для реальных условий эксплуатации автомобильных дорог (образование колеи, истирание шипованными шинами, усталостная прочность, морозостойкость). В частности, для мониторинга качества дорожных работ ОЦК должен будет обеспечить проведение испытаний дорожно-строительных материалов на соответствие действующим нормативно-техническим документам. Обновление лабораторий позволит ОЦК РосдорНИИ проводить испытания по всем основным видам материалов, используемых в дорожном строительстве. Кроме того, в Москве будет реализована возможность проведения испытаний мастик, герметиков, а также геосинтетических и противогололедных материалов.
Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является развитием одноименного приоритетного проекта, стартовавшего в 2016 году. В него включены четыре федеральных проекта: «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Дорожная сеть», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России». Финансирование нацпроекта со стороны регионов РФ за шесть лет составит 4 трлн 139,1 млрд рублей, федеральный бюджет направит 440,9 млрд рублей.