О сотрудничестве бизнеса и власти в реформировании общественного транспорта

Комплексная программа реформирования общественного транспорта может привести к формированию нового вида бизнеса. Об этом сообщил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в ходе форума «Общественный транспорт 2020». «Очень быстро стало понятно, что сфера городского общественного транспорта нуждается в глубоком реформировании, поскольку кроме производства новых транспортных средств, остро стоит задача реконструкции и строительства новой инфраструктуры, корректировки экономической модели. Пассажирский транспорт в агломерациях может стать одной из точек плодотворного партнерства бизнеса и власти. В России может появится новый вид бизнеса — речь идет о крупных операторах пассажирских перевозок в городах который переконструируют убыточные транспортные предприятия. Очень важно, чтобы мы не просто формировали крупных перевозчиков, но и сохранили конкуренцию на этом рынке. Сам характер конкуренции должен измениться: от конкуренции пассажиров на маршруте мы надеемся перейти на конкуренцию за долгосрочные контракты на группы маршрутов, что позволит и городских властям контролировать качество перевозок, и бизнесу планировать инвестиции. По итогам форума мы планируем принять резолюцию — проект достаточно обширный и состоит из предложений различных секций» — сказал Александр Шохин на пленарной сессии форума.

Ранее нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020-2024 гг. было предусмотрено 20 млрд рублей из бюджета и 13 млрд рублей со стороны Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) на обновление общественного транспорта в ряде регионов в рамках общесистемных мер. По словам вице-президента Центра экономики инфраструктуры Павла Чистякова, обновить получилось бы только 2-3% парка. Удачным примером реализации новых моделей назвали два города: Пермь и Тверь.

Алексей Константинович Семенов заместитель Министра транспорта Российской Федерации также подчеркнул важность реализации проекта комплексной программы модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях: «За последние десятилетия накопленные проблемы в области транспортного обслуживания населения не позволяют гражданам получить качественные и безопасные услуги, что в значительной степени является причиной снижения привлекательности этого вида транспорта. Очевидно, что 20 млрд. рублей из федерального бюджета, предусмотренных в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на мероприятия по обновлению подвижного состава всей страны явно недостаточно. Такая задача должна решаться в рамках отдельного федерального проекта, целью которого станет повышение качества транспортного обслуживания населения в городских агломерациях. С учетом бюджетных ограничений вынуждены пока оставаться в рамках предусмотренных лимитов — 4 млрд рублей средств федерального бюджета в год до 2024 года с привлечением средств лизинга в 6,5 млрд рублей. Планируем увеличить этот объем с 2025 по 2030 гг. до 26,4 млрд рублей в год, но и этих средств может быть недостаточно. Сейчас только заявки тех регионов, которые проходят по всем условиям участия в программе, набираются на общую сумму в 53 млрд рублей на 2020 год и более 60 млрд рублей на 2021 год». По словам Алексея Семенова, на финансовое обеспечение нового федерального проекта, с учетом средств консолидированных бюджетов регионов и внебюджетных источников, планируется предусмотреть 620 млрд рублей до 2030 года .

 

Андрей Юрьевич Иванов первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации в ходе дискуссии призвал коллег из Министерства транспорта быть более решительными и последовательными: «Проект создания современного городского общественного транспорта в крупных агломерациях следует реализовывать не исходя из необходимости закупки подвижного состава, а именно исходя из формирования современной цифровой и экономически эффективной модели управления городским общественным транспортом. Современная модель управления позволит оптимизировать количество транспорта на дорогах, изменить количество маршрутов и схему их движения. Особое внимание будет уделено рельсовому транспорту, поскольку именно рельсовый транспорт способен перевозить несопоставимо большее количество пассажиров за единицу расстояния в сравнении с колесным транспортным средством». 

Левитин Игорь Евгеньевич помощник Президента Российской Федерации отметил, что вопрос общественного транспорта имеетважное значение на федеральном уровне, однако из-за того, что транспорт находится в ведении региона, не всегда удается выстроить эффективную вертикаль в управлении. Он также подчеркнул, что в государственном совете формируется методика эффективности губернаторов и работа по вопросу улучшения качества пассажирских перевозок будет заложена как показатель для оценки. 

Отметим, что новый федеральный проект оценивается в 203,3 млрд рублей до 2024 года и еще 417 млрд рублей — с 2025 года до 2030 года. При этом из бюджета до 2024 года планируется выделить только 16 млрд рублей, а 56 млрд рублей и 91,6 млрд рублей планируется привлечь из средств регионов и внебюджетных источников соответственно. С 2025 г. по 2030 г. из федерального бюджета уже может быть выделено до 158,4 млрд рублей на обновление парка пассажирского транспорта, включая пригородные электрички. Это позволит повысить долю обновленного общественного транспорта в городах с 9% в 2024 году до 30% в 2030 году. А удовлетворенность жителей качеством транспортного обслуживания должна вырасти с 15% в 2024 году до 50% в 2030 году. По оценке ВЭБ.РФ, который совместно с Минтрансом работал над программой обновления общественного транспорта, для замены в России к 2030 году 75% парка пассажирского транспорта потребовалось бы более 5,2 трлн рублей. 

Также, Свое желание присоединиться к программе модернизации ранее высказывали и госбанки. Сбербанк и ВТБ заявили об этом в июле в совместном письме к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика