2 ноября Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал перечень поручений по итогам рабочей поездки в Мурманскую область. Соответствующий документ опубликован на сайте Правительства России. Так, согласно перечню, Минтрансу России, госкорпорации «Росатом» и Минвостокразвития России предстоит до 31 мая 2021 года внести на рассмотрение в Правительство стратегию развития транспортной инфраструктуры в российской части Арктики. Документ должен быть рассчитан на ближайшие 10 лет. «Представить в Правительство Российской Федерации стратегию развития морских портов, аэропортовой и железнодорожной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, в том числе для целей увеличения объёма перевозок экспортных и транзитных грузов по Северному морскому пути», — говорится в перечне поручений. 21 октября Мишустин заявил, что экономическая зона в Арктике должна стать привлекательной для инвесторов, в том числе и международных. Осенью 2019 года профильные министерства России разработали пять законопроектов для поддержки освоения региона. Предложения были подготовлены специалистами Минэнерго, Минфина и Минвостокразвития.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко считает, что вопросы транспортной стратегии, транспортной инфраструктуры в Арктической зоне являются приоритетными уже давно: «Законодатели не раз настаивали на том, чтобы правительство имело четкую программу развития транспортной инфраструктуры. Особенно активно в этом направлении с правительством и законодателями работает Якутия. Здесь такие огромные расстояния, что без авиационного сообщения невозможно обеспечить доступность для населения и устойчивое развитие Арктики», — пояснила она. Заместитель председателя комитета Госдумы РФ добавила, что законодательные органы «уже более десятка предлагают решения развития транспортной инфраструктуры, но они не выполняются. Этих решений давно ждут российские Арктические регионы и без них невозможно заниматься развитием — это касается не только воздушного транспорта, но и морского», — добавила она.
Харлов Владимир Галактионович, вице-президент ассоциации Северного морского пути, член Совета по Арктике и Антарктике при СФ ФС РФ рассказал об основных путях развития государственной политики в Арктике: «Северный морской путь — это исторически сложившаяся транспортная коммуникация, которая включает в себя порты, портопункты, судоходные пути Баренцева, Белого и Печорского морей, трассы Северного морского пути и Берингова моря. Основным фактором развития арктической зоны РФ является ориентированность нашей экономики на добычу природных ресурсов и вывоз этой продукции в промышленно-развитые регионы и на экспорт. О преимуществах северного-морского пути известно многое — всем известно, что это самый короткий путь из юго-восточной Азии в Европу, заметно сокращаются затраты и экологическая нагрузка на природу, но о трудностях освоения северно-морского пути мало кто говорит. Северный морской путь сложен для судоходства, так как имеет множество проливов — капитаны всегда называют его большой русской рулеткой, потому что пройти по трассе СМП непросто. Еще одной трудностью в освоении является не до конца проясненные границы экономической зоны РФ — по моему мнению, это основной аспект». Владимир Галактионович скептически отнесся к показателю увеличения объёма перевозок экспортных и транзитных грузов по Северному морскому пути, которая будет представлена в новой стратегии.
Напомним, что согласно стратегии развития Арктики до 2025 года, проект которой 7 мая Минвостокразвития внесло на рассмотрение правительства, запланирован значительный рост по объему перевозок по Северному морскому пути. Если в 2018 году они составили 20,1 млн т, то к 2024 году объемы перевозимых грузов возрастут до 80 млн т, к 2030 году — до 120 млн т, к 2035 году — до 160 млн т. В том числе объемы транзитных перевозок достигнут 10 млн т в 2035 году.