Автомобильная промышленность является важной отраслью инновационного и технологического развития национальной экономики. Однако профессиональное сообщество отмечает недостаточность реализуемых стимулирующих мер для поддержки отрасли.
20 мая в Совете Федерации состоялась дискуссия, посвященная разработке стратегии развития автокомпонентной отрасли. Участники заседания обсудили актуальные вопросы поддержки отечественного производства автокомпонентов.
С докладом «Механизмы стимулирования локализации автомобильных компонентов» выступил Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли. Александр подчеркнул, что Минпромторг совместно с экспертным сообществом продолжает развивать предложенный президентом РФ механизм повышения уровня локализации продукции автомобилестроения. «Автомобильная промышленность — первая отрасль, в которой осуществлен переход на балльную систему оценки уровня локализации и, более того, эта оценка сегодня может быть применена к каждому отдельно произведенному автомобилю. До настоящего момента разные методики оценки уровня локализации использовались разными экспертами, и из-за этого создавалось ложное ощущение высокого или низкого уровня локализации. Каждый в зависимости от целей использовал различные механизмы измерения. С этой целью Минпромторг разработал необходимые изменения в Постановление №719. Автомобиль по сути раскладывается в математические операции и создает дополнительные стимулы для развития Химической, Легкой, Радиоэлектронной промышленности. Например у Lada Vesta локализация достигла 3300 баллов.«АвтоВАЗу» есть к чему стремиться. Согласно постановлению правительства №719, максимальный уровень шкалы локализации — 8800 баллов, то есть в 2,7 раза выше показатели Lada Vesta. Для его достижения необходимо, чтобы у автопроизводителя все компоненты и сырье были российскими, а сама компания направляла бы в НИОКР не менее 5% от своей выручки. Постановление постоянно развивается, и мы соответствующие изменения готовим по согласованию с автопроизводителями.
Вопрос, связанный с переносом фокуса государственной поддержки с автопроизводителей на производителей компонентов является ключевым. Наиболее крупным новым инструментом, который мы планируем запустить является программа «Гранты компонентной отрасли». Российским производителям бывает непросто найти необходимое финансирование для технического развития, для повышения производительности, при том, что требования потребителя выставляют высокие требования к качеству и надежности. Впервые на федеральном уровне будет запущена программа, которая будет стимулировать локализацию автокомпонентов. В рамках этого проекта, фонд развития промышленности будет иметь специальную программу : инвестиционные проекты через систему оценки инвестиционных проектов при специально созданном экспертном совете смогут получить до 40% софинансирования из федерального бюджета. Целевыми направлениями расходов будут определены проведение опытно-конструкторских работ, результаты интеллектуальной деятельности, закупка оборудования».
Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов отметил, что развитие автокомпонентов включает в себя весь спектр вызовов и задач, стоящих сегодня перед Россией в сфере высоких технологий. По его словам, в сфере автокомпонентов сформировался серьезный дефицит отдельных видов изделий и материалов, необходимых для производства автотранспорта. В первую очередь речь идет об электронных компонентах и металле. «Благодаря большой работе, проводимой российскими поставщиками автоэлектроники, а также непосредственному деятельному участию органов исполнительной власти, удается в оперативном режиме находить решения в условиях дефицита электронных компонентов. Российская автомобильная промышленность продолжает работать, однако в мировой практике начиная с февраля-марта этого года мы видим немало случаев, когда крупные заводы останавливаются по причине недоукомплектованности машин электронными системами», — уточнил спикер.
Член комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашник отметил, что уровень локализации продукции автомобилестроения растет. Однако некоторые показатели могли бы быть еще лучше. Сенатор затронул тему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках российской юрисдикции. «Мы знаем, что есть примеры, когда на территории России находится очень современное производство, созданное международными компаниями, при этом остается открытым вопрос, у кого есть право интеллектуальной собственности на разработанные конструкции тех деталей, которые здесь производятся». По его словам, вторая проблема – объем рынка. «С точки зрения количества продаваемой техники, создаваемой на базе одной платформы, рынок маленький. То есть, потребность в типовых компонентах невелика. Поэтому без экспорта мы не сможем обеспечить конкурентоспособность производителей компонентов на территории страны».
Отметим, что по данным Росстата за 2020 год, на долю автопрома приходилось всего 0,4% ВВП России и за последние годы этот показатель практически не изменился. В значительной степени низкий вклад автопрома в экономику связан с недостаточным уровнем развития автокомпонентных производств, на долю которых приходится основная часть создаваемой добавленной стоимости в современной автомобильной промышленности.
Читайте далее: