Автоспорт берет свое начало с самого появления автомобиля. Изначально многие технологии, которые сейчас нам кажутся неотъемлемыми и обычными, были разработаны именно для спортивных целей. Так, двухсцепная трансмиссия изначально создавалась для участия в длительных гонках, а затем, через 20 лет, была внедрена в массовое производство. То же можно сказать про разработку и внедрение дисковых тормозов, которыми сейчас оснащены все автомобили. Буквально 50 лет назад о дисковых тормозах знали лишь инженеры Jaguar, которые готовили «спорткар» к очередному мероприятию. Словом, автоспорт является мощнейшим стимулом к развитию автотранспортных технологий. Это подтвердил декан Транспортного факультета Московского Политеха Пабло Итурралде.
«В России автоспорт не воспринимается как площадка для новых научных разработок, хотя мировая практика показывает, что многие автотранспортные технологии берут свое начало в спорте. Производителям и инвесторам стоит обратить на это внимание. В Московском Политехе уже более 10 лет тестируют и разрабатывают технологию для изготовления комплектующих электротранспорта. К примеру, на электробайке MIG R был поставлен мировой рекорд скорости на льду. К мотоциклу была подключена система сбора данных для анализа, чтобы впоследствии получить готовый продуктовый вариант. Весь период от представления гоночного электромотоцикла до нашего беспилотного автобуса Smart шаттл – всего два года. Это доказательство того, что мото- и автоспорт – очень динамичная среда для разработчиков. В отличие от обычной науки в спорте мы всегда торопимся. Нет времени на долгие обсуждения, и важная часть финансирования этой работы идет за счет партнеров. Автоспорт прекрасен тем, что кроме рекламы, остаются инвестиции на научную часть. Практически все комплектующие мотоцикла изготовлены у нас в университете и в России. Кроме мотора – он импортный. Также все расчеты и цифровой двойник – наша работа. Для нас как университета очень важно участвовать в профессиональном спорте, потому что только там можно работать на пределе возможностей. Студенческое творчество характеризуется безопасностью и большими ограничениями, а профессиональный спорт – это возможность и для человека, и для техники».
Стоит отметить, что без сомнения автоспорт является неотъемлемой частью развития автомобильной промышленности. Однако, за последние пятнадцать лет, гоночные образцы принесли в гражданское автомобилестроение гораздо меньше, чем гражданское автомобилестроение в спорт. Впрочем во многих известных спортивных мероприятиях, например, в Формуле Е с недавних пор постепенно снимают ограничения на кастомизацию, предоставляя командам всё больше пространства для творчества и технологических разработок. Возможно, в ближайшие годы мы станем свидетелями уникальных разработок, которые сделают электромобили еще более удобными и экономичными для использования.
Читайте далее: