Конец отпускного сезона: что думают эксперты о развитии автотуризма в России

Автотуризм — одно из ключевых направлений внутреннего туризма в России, которое всегда пользовалось популярностью среди путешественников. Сегодняшние обстоятельства позволили взглянуть на него по-новому, оценить значимость и перспективы. Эксперты отмечают изменения вектора развития туриндустрии после пандемии – приоритет будет у индивидуальных путешествий на личном транспорте. Для комфортных путешествий по России необходима система качественных дорог с развитой придорожной инфраструктурой. В свою очередь, автопутешественники дают возможность развития территорий страны, которые не включены в туристические маршруты и находятся в удалении от остановок общественного транспорта и железнодорожного сообщения. Лето 2020 года стало показательным не только с точки зрения потенциальной популярности автотуризма, но и выявило основные проблемы и тренды развития автотуризма в России.

Начальник Управления земельно-имущественных отношений Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Александр Соколовский рассказал о национальных туристических маршрутах вдоль федеральных автомобильных дорог, в разработке которых принимал участие Росавтодор, и озвучил предложения ведомства по развитию автотуризма в России: «Сегодня вдоль федеральных дорог находится около 14 тысяч объектов дорожного сервиса. В основном это объекты в виде заправок, пунктов питания и торговли. Совместно с Ростуризмом мы разработали приоритетные туристические маршруты, «Золотое кольцо России», «Серебряное ожерелье России», «Государева дорога» и «Великая Волга», в рамках которых в апреле этого года постановлением Правительства РФ в перечень автомобильных дорог федерального значения включена новая дорога — Золотое кольцо. Это не традиционный туристический маршрут, а то кольцо, которое объединяет крупнейшие города вокруг Москвы. По данному проекту еще не все автомобильные дороги приняты в федеральную собственность, предстоит долгая работа — задействовано порядка 9 регионов России и порядка 7 подведомственных Росавтодору учреждений. Принятие дороги в федеральную собственность даст толчок развитию туризма и развитию инфраструктуры в крупных населенных пунктах. Мы понимаем, что те маршруты которые есть, те объекты, которые существуют — размещаются в хаотичном порядке: местами есть перенасыщенность, местами территории совсем не обеспечены объектами дорожного сервиса. Например, с республикой Карелия сейчас отрабатывается вопрос размещения дополнительных объектов». Также, Александр добавил, что необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, потому что сегодня в законодательстве отсутствует понятие многофункциональной зоны, отсутствует понятие, регулирующее примыкание к автомобильным дорогам и стандарты качества услуг, оказываемых объектами дорожного сервиса.

Руководитель общественной организации «Лига караванеров», Андрей Артюхов сообщил о существующих проблемах и комплексных подходах для их решения в сфере автопутешествий: «По данным Росавтостат на 2019 год, в России порядка 43 млн. автовладельцев и по данным опроса, проведенным летом этого года, более половины хотели бы путешествовать на автомобиле. Если поговорить о Европейской статистике — по данным на 2019 год зарегистрировано около 5 млн. транспортных средств в Европе (автодома и прицепы-караваны), а 25% из них готовы путешествовать на дальние расстояния, в Россию. Даже, если от этого миллиона в Россию приедет 1% автотуристов, 10 000 туристов нашим дорогам и инвесторам будет достаточно для дальнейшего развития инфраструктуры. Существующий поток иностранных туристов составляет от 1,5 — 2 тыс. туристов в год. Этот потенциал нельзя забывать, особенно он интересен для регионов — каждая семья европейских караванеров тратит в день на территории России от 100-150 евро, что для дотационного региона может стать хорошей прибавкой к бюджету. Конечно, существует ряд проблем, с которыми сталкивается автотурист в России. Первая проблема — это отсутствие четкой системы размещения зон отдыха на трассах. Да, существуют технические регламенты, но от области к области они не везде соблюдаются, например, трасса М4 — на первых 200 км ни одной зоны отдыха. Подобная неравномерность наблюдается во многих регионах. Сегодня появляются многофункциональные зоны, но их ничтожно маленькое количество, и они не удовлетворяют потребности трафика. Все техрегламенты, по которым площадки для отдыха создаются, были утверждены много лет назад, когда трафик был гораздо ниже. Также, 70% автозаправок на федеральных трассах предназначены только для того, чтобы заправиться и уехать оттуда, зоны отдыха на полчаса-час не предусмотрено. Необходимо навести порядок и в техническом регламенте и в законодательстве, регулирующем операторов скоростных магистралей. Необходимо привлекать общественников для регулирования дизайна и функциональности многофункциональных зон».

Генеральный директор ООО «Автодор-Девелопмент» Анастасия Козлова поделилась опытом в части стратегического планирования на местах: «Важно понимать, что транспортный фактор и масштабность того или иного экономического явления и есть основные триггеры того, каким образом размещаются потребители и производители. Когда мы занимаемся планированием автотуризма в том или ином регионе, важно ориентироваться на рынок, думая, какой спрос может быть создан дополнительно. Если посмотреть на историю России, то практически каждый регион, каждый город славился чем-то, но мы потеряли колоссальные бренды в истории, например, бренд «Луховицкий огурец». Надо отметить, что некоторые сообщества, регионы, не готовы к большому потоку туристов, не готовы стать туристическим центром. Это важный вопрос, который упускается и, когда мы говорим системно об автомобильном туризме, который надо развивать, я полагаю, что это ключевой вопрос. Необходимо системно и взвешенно с привлечением Ростуризма и Правительств регионов, выбрать те места, которые хотят развиваться за счет туризма. Это длительный консенсус и не всегда сообщество имеет единое видение своего развития, поэтому всем ли местам необходимо конкурировать за туристические потоки — это большой вопрос. Иногда, мощное сопротивление сообществ приводит к тому, что ни хорошая инфраструктура, ни хорошие дороги не приносят в итоге экономического роста и удовлетворенности туристов». 

Отметим, компания Booking.com опубликовала результаты нескольких опросов и анализа предпочтений отечественных и зарубежных пользователей в 2019–2020 годах, на основании которого сделала вывод о росте популярности автотуризма среди россиян. Так, почти треть из опрошенных (29%) выражала готовность отправиться в путешествие именно на автомобиле в нынешнем году, и этот способ уступил лишь традиционно наиболее популярному пляжному отдыху или визитам к родственникам и друзьям. А по данным отдела Booking.com по аренде машин, наиболее заметными маршрутами внутри России стали такие направления, как Санкт-Петербург – Москва, Краснодар – Анапа и Москва – Воронеж.

One thought on “Конец отпускного сезона: что думают эксперты о развитии автотуризма в России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика