Байкало-амурская магистраль и Транссиб являются единственными транспортными артериями, связывающими Запад и Восток страны, через которые осуществляются перевозки грузов из России на перспективные рынки. Однако Восточный полигон полон проблемных, узких мест, которые существенно тормозят экспортный грузопоток и являются сдерживающим фактором для развития Дальнего Востока. Об инструментах поддержки, необходимых для ускорения темпов строительства жизненно важных транспортных артерий, рассказали эксперты на сессии «БАМ и Транссиб: как построить быстрее?» Восточного экономического форума.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров, рассказывая о работе по строительству Восточного полигона, сообщил, что за девять месяцев 2022 года было освоено 78 млрд руб. Эта сумма равна всему бюджету стройки 2021 года. При этом удалось достигнуть показателя в 146 млн грузов, перевезенных в восточном направлении. Говоря об этих успехах, он обозначил и проблемы. В частности, это большие затруднения при получении подрядчиками гарантий от банков. В результате новые подрядчики оказываются неконкурентоспособными и, кроме этого, они не могут соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством к РЖД при поисках контрагентов.
Со своей стороны, губернатор Кемеровской области и руководитель рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Энергетика» Сергей Цивилев жестко раскритиковал темпы строительства. Чтобы программа модернизации БАМа и Транссиба была реализована в срок, он предложил передать функции по координации строительства Восточного полигона от ОАО «РЖД» Министерству строительства РФ.
«У нас есть предложение — оставить Российским железным дорогам только функцию эксплуатации и капитального ремонта, а функцию строительства передать Министерству строительства РФ, у него есть все компетенции. Должно быть принято серьезное стратегическое решение, потому что мы системно на протяжении многих лет не выполняем подписанную программу. Из-за пробуксовки строительства Восточного полигона в 2022 году ожидается снижение отгрузки угля в восточном направлении. Срыв сроков реализации проекта наносит угольной отрасли даже больший урон, чем введенное с 10 августа эмбарго на перевозку угля из России в страны Запада», — сказал губернатор.
Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов на сессии Восточного экономического форума «БАМ и Транссиб: как построить быстрее?» напомнил, что в Российской империи с 1900 по 1919 год построили 18 тысяч километров дорог. Тогда как с 2000 по 2019 годы проложили всего тысячу километров. Он подчеркнул, что только треть морских портов имеют подходы в виде железнодорожных магистралей.
Первый вице-президент — начальник департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства АО «Газпромбанк» Павел Бруссер отметил, что: «Страна теряет в год от нерасширения Восточного полигона порядка 2 трлн рублей. Мы готовы участвовать в проекте с другими финансирующими организациями, но хотелось бы пройти путь в сжатые сроки, чтобы оперативно подписать концессионное соглашение. Хотел бы предложить обратиться в Правительство России с инициативой заключить концессионное соглашение под ключ с консорциумом «Газпромбанка» в отношении первого этапа расширения Восточного полигона», — озвучил в ходе сессии Павел Бруссер.
В ходе дискуссии стало очевидно, что проблема Восточного полигона — непростая и требует значительных совместных усилий. Вместе с этим вопрос в условиях роста грузоперевозок в восточном направлении требует как можно более скорого решения — об этом единогласно говорили все участники сессии.
Читайте далее: