10 июля в Томской области был запущен новый федеральный проект «Тайга» по использованию беспилотных авиационных комплексов. Предполагается, что в Томской области создадут опытный район доставки грузов и выполнения других задач с использованием беспилотников, сообщает пресс-служба Томской области.
В рамках проекта «Тайга» территория Томской области станет «полигоном», на котором будут пробовать транспортировку грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов. Цель томского проекта — доказать, как потребителям, так и разработчикам, эффективность применения беспилотных аппаратов при выполнении широкого спектра задач.
Сообщается, что Томскую область выбрали в качестве исполнителя проекта «Тайга» в связи с её большими размерами и наличием отдалённых районов. Многие отрасли региона нуждаются в эффективном транспортном сервисе. Его, возможно, обеспечит только использование беспилотников.
Комментарий эксперта
Декан факультета логистики и общетранспортных проблем Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), д.т.н. Дмитрий Ефименко:
Коммерческое использование в России беспилотных летательных аппаратов для доставки грузов вполне можно рассматривать как одно из приоритетных направлений в области развития современных транспортно-логистических систем. При этом, помимо доставки грузов, существует множество направлений использования беспилотных летательных аппаратов: от археологии до энергетики.
В логистике существует такое понятие как «последняя миля», которое подразумевает последний шаг доставки товара клиенту. Этот этап грузоперевозки является наиболее дорогим для различных логистических компаний. Именно поэтому беспилотные летательные аппараты могут стать эффективным клиентоориентированным решением для преодоления последнего участка до получателя. Ведь на склад груз доставляется оптом, а до клиента его нужно доставить поштучно.
Предпосылками развития сегмента транспортировки грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов является, в первую очередь, наличие обширных регионов, с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой: Арктическая зона, Сибирь, Дальний Восток. Благоприятные условия для развития и апробации беспилотных технологий создает невысокая загруженность воздушного пространства над большей частью территории нашей страны. Можно утверждать, что подобных условий практически нигде в мире больше нет.
В этой связи очень хорошо, что именно Томская область, как область, характеризующаяся большими расстояниями и наличием отдалённых районов, станет опытной площадкой проекта по доставки грузов и выполнения других задач при помощи беспилотников. Это в конечном итоге должно способствовать формированию рынка беспилотных авиационных комплексов в нашей стране.
Однако, необходимо учитывать, что и процесс, и технология транспортировки грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов, а также, непосредственно – организация процесса перевозки, связаны с рядом препятствий и рисков. Основные из них — законодательно установленные ограничения на использование беспилотных летательных аппаратов и воздушного пространства. В связи с этим, наиболее сложной представляется задача интеграции беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство. Второй круг вопросов связан с безопасностью использования беспилотников.
Тем не менее, по оценкам Ассоциации «Аэронет» (профессиональное объединение юридических лиц, осуществляющее разработку и эксплуатацию гражданских беспилотных авиационных систем), в ближайшие 10–20 лет благодаря развитию технологий существенно расширится применение беспилотных авиационных систем, комплексных решений и услуг на их основе. В «Аэронет» считают, что возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе. Над территорией Российской Федерации к 2035 году постоянно (в режиме 24/7/365) могут находиться в воздухе не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов, объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей экономики.
Соглашусь с мнением большинства экспертов в этой области, которые считают, что, с учетом уровня мирового развития технологий транспортировки грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов. Эта сфера, возможно, одна из немногих, в которой Россия пока еще имеет реальные шансы выйти на мировой уровень и, более того, задавать определенный тон и стандарт. Необходимо только работать, создавать конкурентоспособную продукцию. Здесь нельзя не вспомнить крылатое выражение Льюиса Кэрролла («Алиса в стране чудес»): «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».
Комментарий эксперта
Профессор РУТ (МИИТ), д.э.н. Олег Дунаев:
Роботизация транспорта и внедрение в секторе грузовых перевозок безлюдных технологий — событие, ожидаемое в самое ближайшее время. Большинство мировых автомобильных концернов объявило о начале выпуска беспилотных автомобилей до 2020 г. КамАЗ запланировал серийный выпуск беспилотного грузовика на 2022 г. Ведутся работы по созданию беспилотного морского транспорта и беспилотных летательных аппаратов для коммерческого использования. Wall-Mart — крупнейшая в мире сеть торговых магазинов — добивается разрешения у правительства США на использование беспилотных летательных аппаратов для ускорения доставки грузов своим клиентам. Новые формы торговли через Интернет-магазины показывают бурный рост и предъявляют спрос на мультиканальные системы доставки, включая доставку в определенное время и от двери до двери, в которой все большее место занимают беспилотники. Ожидаемые положительные эффекты — это сокращение времени доставки и издержек транспортирования (на 40% по оценкам экспертов), повышение качества предоставления услуг.
Стартовавший в Томской области пилотный проект «Тайга» лежит в русле общемировых трендов, заслуживает поддержки и дальнейшего масштабирования ожидаемых позитивных результатов. Его актуальность очевидна, учитывая такие российские реалии, как недостаточная доступность транспортных (железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных) сетей, крайне неравномерное региональное развитие транспортно- логистических рынков и услуг.
Актуальность этого проекта усиливает и тот факт, что появление промышленных технологий и секторов так называемой 4-й промышленной революции предполагает появление «распределенной экономики» на базе использования технологий 3-х мерной печати (прототипирование с помощью 3D-принтеров и возможность «домашнего» завершения продукта потребителем «под себя»). В результате, изменяются конфигурация спроса на грузовые перевозки, прежде всего, на большие расстояния «завершенных» продуктов и запасов. С одной стороны, многократно усиливается значимость логистики в организации и координации горизонтального взаимодействия. С другой стороны, новые транспортные технологии развивают новые формы промышленного производства и занятости.
В настоящее время есть серьезные ограничения в развитии беспилотного транспортирования, главными из которых являются технические ограничения (в случае с летательными аппаратами — по грузоподъемности). Отсутствует правовое обеспечение новых видов транспортирования. Также необходимо формирование новых компетенций и управленческих решений по созданию промышленно-сервисных компаний.
Проект «Тайга», старт которому дан, призван, с одной стороны раскрыть потенциал новых технологий и адекватных им бизнес моделей, а с другой, — способствовать снятию ограничений для их эффективного внедрения.