Развитие беспилотного транспорта: риски и возможности

Развитие беспилотного транспорта в Российской Федерации — одно из приоритетных технологических направлений страны. Внедрение беспилотного транспорта с применением технологий искусственного интеллекта является частью программы цифровой трансформации российской экономики. Так, 17 марта 2022 года, Правительством РФ принято постановление «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств». Предполагается, что принятый Правительством первый экспериментальный правовой режим позволил ускорить процесс внедрения беспилотного транспорта и снять нормативные барьеры для запуска проекта. В то же время, учитывая беспрецедентную санкционную политику в отношении России, развитие технологий в сфере беспилотного транспорта может значительно замедлиться. Однако, по словам экспертов Национальной технологической инициативы AutoNet, западные санкции против России не станут помехой для внедрения беспилотных автомобилей в нашей стране.

Данила Заколдаев, директор научного центра Безопасности-информационных технологий Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), декан факультета Безопасности информационных технологий рассказал о перспективах развития беспилотного транспорта в России в текущих условиях.

«Набор технологий, который сегодня применяется в беспилотном транспорте России, фактически будет утрачен. Россия многого добилась в сфере IT, однако мы используем чужие операционные системы, языки программирования, средства усилительной техники на чужой аппаратной элементной базе. Вызов, который стоит перед нами сейчас, приводит к тому, что система подготовки кадров, которая будет работать в данной индустрии, требует изменений. Россия, в частности ИТМО, достигли определенных успехов в области обеспечения кибербезопасности, но эти высоты были достигнуты в тех технологиях, доступа к которым более не будет. По прогнозам компаний разработчиков беспилотного наземного транспорта к 2030 году число единиц беспилотного транспорта достигнет отметки в 17 млн. Более 70 стран к 2030 году будет располагать беспилотным железнодорожным транспортом, в том числе грузовым»

Директор научного центра Безопасности-информационных технологий ИТМО также обратил внимание на текущие вызовы и проблемы развития беспилотного транспорта в Российской Федерации:

«На данный момент не решен вопрос валидации мультиагентных систем. На примере проекта ОАО «РЖД» по запуску беспилотной «Ласточки» на Московском центральном кольце можно выявить особенность России — эксплуатация беспилотников осуществляется на существующей инфраструктуре. Например, на Востоке используются изолированные рельсовые системы. Таким образом мы пришли к выводу, что ни один зарубежный нормативный документ не подходит для валидации в Российской Федерации».

Данила Анатольевич Заколдаев отметил низкую квалификацию кадров и обратил внимание на необходимость развития многоступенчатой подготовки, которая могла бы начинаться в средней школе.

«Работа в сфере беспилотного транспорта требует междисциплинарных знаний в области искусственного интеллекта, управления робототехникой, информационной и функциональной безопасности. Таких систем подготовки в стране нет ни в одном городе, ни в одной школе. Для перспективного развития беспилотного транспорта необходимо закладывать школу подготовки. Для комплексной системы подготовки специалистов нужной квалификации необходимо совместно с вузами ставить задачи на исследования детям, финансировать кружковое и дополнительное образование по всей стране».

Михаил Якимов — доктор технических наук, директор Института транспортного планирования — подробно ознакомился с вышедшим Постановлением и отметил, что каких-либо сильных изменений в экспериментации высокоавтоматизированных транспортных средств не произойдет в связи с подписанием документа.

«Можно успокоить московских водителей и пешеходов тем, что на улицах Москвы не появятся высокоавтоматизированные транспортные средства, двигающиеся без людей. Постановление Правительства об установлении экспериментального правового режима делает разделение типов высокоавтоматизированных транспортных средств на две категории. Первая — внутри транспортного средства находится водитель-испытатель, а вторая категория осуществляет движение без водителя-испытателя. Надо отметить, что с находящимся в салоне водителем-испытателем проведено уже сравнительно много экспериментов, выполнено программ. Однако впервые зоны эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств первой категории будет осуществляться на улично-дорожное сети города Москвы».

Он добавил, что Постановление содержит ряд интересных моментов, в частности раздел, касающийся действий в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием высокоавтоматизированных транспортных средтсв второй категории.

 «В соответствии с пунктом №26 Постановления любой участник дорожного движения может установить связь с субъектом экспериментального правового режима посредством телефона или сети интернет. В свою очередь субъект экспериментального правового режима должен в течение часа подъехать к месту дорожно-транспортного происшествия для оформления ДТП в соответствии с законодательством РФ. При этом, оператор высокоавтоматизированного транспортного средства, находящийся за пределами салона, несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров высокоавтоматизированного транспортного средства, а также иных участников дорожного движения. В связи  с этим, довольно сложной задачей для владельцев высокоавтоматизированных транспортных средств будет определение конкретного физического лица, которое в случае дорожно-транспортного происшествия будет обязан взять на себя ответственность за жизнь и здоровье пассажиров и других участников дорожного движения. В том числе административную и уголовную ответственность».

Наполним, что согласно программе эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств беспилотный транспорт на улицах Москвы, в городе Иннополис (Республика Татарстан) и федеральной территории «Сириус» сможет эксплуатироваться с водителем-испытателем в салоне, а без его присутствия в салоне – на территориях Иннополиса  и инновационного центра «Сколково». Беспилотные автомобили, участвующие в эксперименте, разработаны специалистами компании «Яндекс». По истечении 20 дней с даты издания постановления станет возможной эксплуатация беспилотных автомобилей в двух режимах: с водителем-испытателем в салоне (на пассажирском сиденье, справа от места водителя) и без водителя-испытателя в салоне, при необходимости для удалённой поддержки может подключится оператор. Эксперимент сделает возможным использование беспилотных автомобилей в качестве такси в Москве. Первой зоной для запуска беспилотных такси выбран район Ясенево – между станциями метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк».

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика