Влияние цифровых сервисов на развитие пассажирского транспорта

Создать единое транспортное пространство, сделать перевозки безопаснее, улучшить доступность транспорта для пассажиров – главные задачи транспортной стратегии России до 2030 года. В реализации непростых задач помогают современные решения — внедрение различных цифровых сервисов управления и контроля транспортом. Технологии позволяют улучшить качество городской среды за счет перехода на принципиально новый уровень оказания транспортной услуги. Сегодня цифровые сервисы плотно вошли и в жизнь пассажира или владельца транспорта — каршеринг, кикшеринг, оплата транспортных услуг с помощью биометрии и многое другое.

Заведующий научно-исследовательским отделом «Экономика транспорта» ОАО «НИИАТ», к.э.н., Антон Белогребень рассказал о влиянии цифровых сервисов на развитие пассажирского транспорта.

«Сегодня — период, когда за счет развития цифровых сервисов перед нами открываются новые возможности: сервисы мобильности как услуги позволяют строить мультимодальные маршруты, элементы экономики совместного потребления позволяют пользоваться транспортными средствами, не находящимися в личной собственности и многое другое. На сегодняшний день выделяю пять основных категорий приложений, применяемых на пассажирском транспорте. Во-первых, цифровые системы для путешественников: информационные системы, поддерживающие путешественников в поездке, планирование маршрутов и бронирование билетов. Во-вторых, услуги цифровой совместной мобильности, обеспечивающие временный доступ к транспортным средствам или водителю без права собственности через цифровые платформы. В-третьих, виды транспорта с цифровой поддержкой, то есть, виды транспорта или операционные модели транспортных режимов, которых не существовало бы бех цифровых технологий или в значительной степени опиралось на них. В-четвертых, цифровые бортовые приложения, которые устанавливаются в транспортные средства и улучшают эксплуатационные характеристики видов транспорта, такие как безопасность, топливная экономичность, комфорт или время в пути. И последнее, приложения для управления цифровым трафиком и инфраструктурой, поддерживающее управление транспортной системой с целью повышения эффективности и безопасности транспорта. Вместе с этим, влияние цифровых сервисов неоднозначно, но, конечно, в большей степени позитивное. В контексте развития цифровых сервисов можно отметить три направления развития устойчивого общества, а именно — экологическая, социальная и экономическая устойчивость».

Антон Белогребень также обращает внимание, что цифровые сервисы могут как положительно влиять на развитие общественного транспорта, так и негативно: «Особенно хочу выделить влияние цифровых сервисов такси на общественный транспорт. Так, в США в период пандемии коронавирусной инфекции для соблюдения норм санитарного дистанцирования системы пассажирского транспорта общего пользования были вынуждены работать на полную мощность, что ведет к росту стоимости транспортной работы, при этом объем перевозимых пассажиров сокращается, в том числе за счет переориентации спроса на менее массовые виды транспорта. Это приводит к существенным рискам для менее социально защищенных слоев общества, которые не имеют альтернативы в части доступных транспортных услуг. Платформенные агрегаторы такси могут находиться в разных отношениях с общественным транспортом — конкурировать или взаимодополнять в зависимости от регулирующей политики власти и состояния пассажирского транспорта общего пользования. Именно поэтому говорить однозначно о преимуществах развития цифровых сервисов по отношению к общественному транспорту не приходится. На данном примере видно, что агрегаторы такси вторгаются в системы общественного транспорта и разрушают их, но причины этих тенденций не ограничиваются простым оппортунизмом со стороны служб такси. Причины также включают существовавшие ранее недостатки общественного транспорта, изменение ожиданий клиентов и декомпозицию транспортных систем и пассажиров. Развитие цифровых сервисов не всегда является объективным благом для транспортной системы», — заключил Антон Белогребень.

Напомним, что 20 сентября 2022 года эксперты в области цифровизации транспортной отрасли примут участие в конференции “Цифровизация транспорта 2022”, организованной Центром конференций “Сегодня”. На повестке: тренды и перспективы применения цифровых технологий — эксперты представят практики использования нововведений и определят точки роста для инноваций в транспортных технологиях будущего, возникающих из простых требований: эффективности, легкости и безопасности.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика