События 2020 года повысили ценность и актуальность цифровой трансформации. Экономические и социальные ограничения, вызванные пандемией коронавируса, стали драйвером перехода на новые бизнес-модели, развития цифровых экосистем, платформ и сервисов, беспилотных технологий. При этом уровень, готовность и возможности отдельных отраслей, секторов и компаний к цифровой трансформации объективно отличаются между собой, что снижает скорость и эффективность цифровой трансформации. Главными барьерами цифровой трансформации транспортной сферы являются компетентные кадры и «зрелость» экосистемы поставщиков цифровых решений. Таковы результаты исследования консалтинговой компании Strategy Partners, проведенные по заказу Минцифры России при поддержке Министерства транспорта.
На каком уровне находится цифровая трансформация транспортной отрасли России рассказал Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners. По словам Алексея, наибольшая готовность к цифровизации наблюдается у железнодорожных перевозок, курьерских и почтовых услуг, а наименьшая — у грузоперевозок водным транспортом. Согласно отчету, 80% компаний транспортной отрасли России внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий, более половины транспортных и логистических предприятий приступили к реализации собственных стратегий цифровой трансформации.
«Целью исследования было выявить факторы влияющие на готовность отрасли, сильные и слабые стороны, а также определить приоритеты для государственной политики по ускорению цифровой трансформации в области транспорта. В оценку вошли ключевые стратегические сегменты отрасли транспорта: виды транспорта, виды деятельности, поэтому практически все сегменты были охвачены исследованием. Цифровая трансформация это не цель, а средство. Она должна решать ключевые задачи повышения конкурентоспособности транспортной отрасли и, с учетом важности отрасли, повышения экономики страны в целом. Уровень предпосылок и уровень развитости цифровой инфраструктуры существенно опережает текущий уровень конкурентоспособности сектора. Это говорит о том, что усилия, направленные на цифровую трансформацию отрасли, быстрее приведут к достижению таких национальных целей как развитие экономики. Исследование показало, что отрасль демонстрирует высокий темп цифровой трансформации, однако в цифровизации транспортных компаний наблюдается меньший прогресс. Существует большой разрыв между участниками рынка: компании-лидеры уже запустили цифровые трансформации, а другая часть только приступает. Важность доступности данных будет расти с ростом применения ИИ и может стать ограничивающим фактором. Базовая инфраструктура развита достаточна, но наибольший разрыв связан с отсутствием компетентных кадров. Одним из сигналов трансформации отрасли является появление отраслевых платформ — в разных сегментах отрасли возникают эти платформы. Я имею в виду Яндекс, РЖД, Аэрофлот, Mail.ru, BlablaCar и многих других. Сами компании выделяют несколько проблем для ускорения цифровой трансформации, а именно: кадровый вопрос, недоступность финансовых ресурсов для внедрения цифровых решений, неэффективные стандарты регулирования и непонимание эффекта тех или иных цифровых внедрений. Особенно остро стоит вопрос у водных перевозок», — сказал Алексей Праздничных.
Стоит отметить, в России есть передовые цифровые платформы у логистических компаний и автоперевозчиков, таких как «Деловые линии» или «Монополия». Позицию ответственного за цифровые процессы ввел КАМАЗ, свою программу цифровизации разрабатывают «Вертолеты России» и РЖД.
Директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин добавил, что оценка «цифровой зрелости» должна проводиться регулярно. «Российские железные дороги уделяют цифровой трансформации большое внимание. В том году утвердили стратегию цифровизации. В связи с пандемией более 110 тысяч сотрудников переведены на удаленную работу. Многие вещи стали делать быстрее, и несмотря на понижение пассажиропотока, появились новые клиенты в грузовых перевозках. Вопрос кадров сегодня является ключевым для нас, для цифровой трансформации нужны квалифицированные специалисты, например по квантовой коммуникации, которых учить надо специализации со школы», — отметил Чаркин. Евгений обратил внимание, что несмотря на желание участников рынка «двигаться быстрее», необходимо обращать внимание на то, что есть «клиенты разного возраста, которые не готовы переходить к цифровым продуктам».
Презентация итогов первой оценки «цифровой зрелости» транспортной отрасли была представлена на онлайн-сессии «Цифровой транспорт и логистика – 2020», которая прошла 25 ноября.