Федеральное агентство воздушного транспорта всегда ставило одним из приоритетов своей работы организацию наземной безопасности аэродромов. Еще пару лет назад происшествия с самолётами на земле росли с каждым годом на несколько процентов, а 2018 год стал беспрецедентный — на 23% больше авиапроисшествий на взлетно-посадочной полосе, чем в предыдущем году. В российских аэропортах группы по безопасности на взлетно-посадочной полосе появились сравнительно недавно — в 2014 году. Тогда произошла гибель главы компании Total Кристофа де Маржери — его джет Falcon врезался в снегоуборочную машину при вылете из Внуково. Случаи столкновения самолетов с наземным транспортом не являются редкостью, однако именно из-за этого может произойти остановка работы всего аэропорта со всеми вытекающими последствиями: отмены рейсов, разгрузка багажа, перевод воздушных бортов на посадку в другие аэрогавани. Внедрение цифровых технологий — одна из мер, которая позволяет эффективно улучшить операционную деятельность аэропорта и предотвратить опасные сценарии.
Директор Федерального государственного бюджетного учреждения науки
«Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр
Российской академии наук» Андрей Ронжин рассказал, как цифровизация помогает ускорить работу аэропортов:
«Благодаря цифровизации будет повышаться безопасность обслуживания гражданских бортов, снижаться различного рода риски за счет внедрения интеллектуальных систем взаимодействия подвижных и встроенных средств, которые передают информацию на разных частотах, управляют бортовым оборудованием и наземными службами. За счет этого происходит взаимодействие и, самое главное — проактивное управление. Анализируя ситуации, которые происходили ранее, можем прогнозировать те или иные критические момент и предупреждать их. На протяжении многих десятков лет Федеральный исследовательский центр РАН занимался разработками для оборонных предприятий, в том числе, наши цифровые алгоритмы были внедрены в отраслях «Роскосмоса». Подобные технологии мы внедряем в отрасли гражданской авиации, а также в области машиностроения. Новые разработки дают социоэкономические эффекты, в частности, разработки которые совместно реализованы с Московским предприятием ЗАО «Универсал-Аэро», которые организовали серийное производство уникальных цифровых автолифтов, это интеллектуальные транспортные средства, которые подвозят грузы и поднимают их на борт. Это не автономные роботы, это погрузчики, управляемые водителем. Но каждый цифровой автолифт снабжен комплексом датчиков числом более 50: среди них сенсоры перегрузки и положения трапа, видеокамеры и системы предотвращения столкновений. Данные передаются в единую информационную систему. То есть четко видно, где и какой автолифт находится. Каждый груз снабжен не только штрих-кодом, как это было раньше, а радиочастотными метками, позволяющими, с помощью считывающего устройства, собрать информацию о грузе. Они обслуживают в данный момент 12 аэропортов в России и Минске. Экономическое преимущество достигается за счет того, что уменьшается задержка по обслуживанию бортов на аэродромов, за счет чего уменьшается стоимость билетов и увеличивается пропускная способность аэропортов. Примерно на 15 процентов уменьшается время обслуживания самолетов благодаря автолифтам. Но самое главное — безопасность, столкновения наземного оборудования с воздушными бортами вызывают не только колоссальные издержки, но и приводят к коллапсу работы аэропорта. Технологии, которые оценивают различного рода параметры, поступающие и от экспертов и с помощью логико-вероятностных моделей, перерабатываются с помощью системы искусственного интеллекта и помогают оперировать большим массивом данных и предотвращать нежелательные инциденты».
По оценкам генерального директора ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктора Горбачева, для цифровизации всех аэропортов в России сегодня необходимо около 1 тысячи таких автолифтов. «Возможно, на начальном этапе внедрение будет затратно. Но когда продукт пойдет в серию, то цена станет приемлемой. С другой стороны, в этом случае мы не будем привязаны к аналогичной зарубежной продукции, потребление которой, а также закупка комплектующих в условиях санкций являются нестабильным делом».
Отметим, что несмотря на все преимущества, которые дает внедрение цифровых технологий, есть много факторов, сдерживающих этот процесс. В частности, это высокая стоимость внедрения, а также необходимость изменения привычных процессов и связанные с этим трудности. На сегодняшний день менее половины международных аэропортов в мире реализуют программы цифровой трансформации. В основном они внедряются в крупных международных хабах, таких как аэропорты Дубаи, Нью-Йорка, Лондона и Парижа.
Читайте далее: