Цифровизация в организации дорожного движения сейчас развивается большими темпами. Она необходима для создания единой электронной модели города — в ближайшем будущем она позволит запустить беспилотное движение. Первая в России универсальная мобильная лаборатория «оцифровала» уже более 350 километров автомобильных дорог, получив почти 2 терабайта полевых данных. Это результаты мобильного лазерного сканирования, результаты георадарной съемки, «просвечиваются» слои дорожной конструкции, данные для оценки технического состояния автомобильной дороги — измеряется продольная ровность и выявляются дефекты покрытия. Работы выполняются в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Планируется, что в 2022 году будут продолжены работы на автомобильных дорогах федерального значения, региональную сеть предполагается начать «оцифровывать» в 2023 году.
Александр Кузнецов, заместитель начальника управления внедрения цифровых технологий «РосдорНИИ», рассказал о роли пространственных данных в цифровизации дорожной отрасли в рамках 80-ой международной научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, прошедшей 25 января 2022 года.
«Пространственные данные — это данные о пространственных объектах, включающие сведения об их форме, местоположении и свойствах, в том числе представленные с использованием координат. Атрибутивные данные определяют смысловое содержание объекта и могут содержать качественные или количественные значения. Эти данные могут пригодиться в том числе в организации и управлении дорожным движением, а именно в подготовке комплексных схем организации дорожного движения, организации движения высокоавтоматизированных транспортных средств. Основной системой, которая позволяет собирать пространственные данные является система мобильного лазерного сканирования, в результате которого получается облако точек. Облако точек содержит геометрическую информацию об объекте, а также информацию об интенсивности отраженного сигнала. По облакам точек можно получить цифровые карты, которые могут использоваться для обеспечения движения беспилотных транспортных средств, а также обследовать сооружения. Отношения с пространственными данными урегулированы №431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных». Также в конце 2021 году было принято Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Национальная система пространственных данных», которое полностью соответствует стратегии агрессивного развития инфраструктуры. Сегодня пространственные данные имеют ряд преимуществ и могут стать основной цифровизации дорожной отрасли по нескольким причинам. Во-первых, это объективный источник данных, который значительно снижает человеческий фактор. Во-вторых, данные имеют географическую привязку, что позволяет выполнять пространственный анализ, в том числе с поиском пространственных закономерностей за определенные периоды. Например, можно взять данные о дорожно-транспортных происшествиях и сравнить их с организацией дорожного движения на конкретном участке концентрации ДТП. В-третьих, машинная обработка данных позволяет автоматизировать процесс анализа, с учетом данных накопленных за различные периоды времени возможно построение предсказательных моделей».
Отметим, что под эгидой Министерства транспорта Российской Федерации совместно с Республикой Татарстан РОСДОРНИИ ведет работу по созданию на территории региона первой пилотной зоны для обеспечения движения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Объект разрабатывается с целью обеспечения возможности проведения экспериментов и апробации технологий интеллектуальных транспортных систем (ИТС), обеспечивающих безопасное движение ВАТС в условиях реального транспортного потока на автомобильных дорогах общего пользования. На автомобильных дорогах пилотной зоны будут испытываться все типы и модели ВАТС, а также отрабатываться их взаимодействие с дорожно- транспортной инфраструктурой ИТС, системами высокоточного позиционирования и цифровой динамической картой дорожного движения.
Читайте далее: