В Общественной палате Российской Федерации прошли общественные слушания на тему: «Цифровое будущее российского такси». Общественные слушания были организованы с целью получения от участников деятельности такси обратной связи, предложений по функциональному исполнению профиля автомобиля и профиля водителя для того, чтобы создаваемая система отвечала потребностям органов власти и участников рынка. Модератором слушаний выступила председатель Комиссии ОПРФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей, председатель Общественного совета МЕФТ Сутормина Елена Васильевна.
Интересное выступление прозвучало из уст директора проектов ПАО «Ростелеком» Нестеровского Ильи Викторовича. Его рассказ был посвящен разработке единой биометрической системы, как базового элемента цифрового профиля водителя такси. В начале своего доклада Илья Викторович рассказал о сути единой биометрической системы. Эта система должна стать общефедеральной системой идентификации российских граждан. Илья Нестеровский отметил, что уже сейчас система работает в 220 банках на всей территории Российской Федерации, в более 10 000 отделений банков могут зарегистрировать ваши биометрические данные в 734 городах Российской Федерации. Регистрация биометрических данных направлена на фиксирование изображения лица и голоса человека, а также сопоставления мимики лица и голоса. Совместное использование аудио и видео-информации позволяет идентифицировать любого человека с большой долей точности, сопоставимой с определением отпечатков пальцев. Этим Федеральным проектом занимается ПАО «Ростелеком».
В первую очередь, система идентификации данных с помощью аудио и видео-информации ориентирована на использование в банковском секторе. Потенциал рынка системы — 378 банков и 2777 многофункциональных центров на всей территории Российской Федерации. Единая биометрическая система является мультимодальной, к голосу и изображению лица могут подключаться так же ещё и данные отпечатков пальцев. Система позволяет также выявлять некоторые аномалии поведения отдельных зарегистрированных граждан, что может свидетельствовать об их неадекватном состоянии, состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что является наиболее ценным при внедрении таких систем в транспортной отрасли, в частности при допуске водителя на линию при организации таксомоторных перевозок. Данные биометрии можно передавать не только надзорным органам, сотрудникам ГИБДД, а также компаниям-агрегаторам таксомоторных перевозок или надзорным органам, фиксирующим условия выполнения лицензионных требований. Система с легкостью позволяет определить, тот ли заявленный водитель в данный момент находится за рулём транспортного средства, определить характер и типичность его основных поведенческих портретов. Кроме этого, к данной системе можно привязывать другие системы, такие как оценка агрессивности вождения, риска совершения дорожно-транспортных происшествий, на основе чего могут разрабатываться различные программы лояльности как для пассажиров, так и для водителей такси.
Интересный доклад сделал генеральный директор АО «Электронный паспорт» Минкин Илья Михайлович, который отметил, что по поручению Правительства Российской Федерации с этого года началось внедрение электронных паспортов при регистрации транспортных средств в органах ГИБДД. Если в первом квартале было зарегистрировано всего 344 автомобиля по предоставленным электронным паспортам, то на 27 ноября 2019 года эта цифра составила уже 134000 автомобилей. Сейчас во всех подразделениях ГАИ регистрируются в день около 2000 автомобилей с электронными паспортами (это почти каждый второй автомобиль). В разработанном электронном паспорте транспортного средства отражается некоторая обязательная информация, которая наличествует также и в бумажной версии паспорта транспортного средства, а также доступен целый блок дополнительной информации. Например, сведения о страховых случаях, дополнительные сведения о собственнике или обременении, административная информация, касающаяся технического осмотра и проведения ремонта. Кроме того, любому собственнику транспортного средства доступна выписка из электронного паспорта. В настоящее время созданы и существуют базы данных во всех регионах, и представители органов власти или надзорных органов могут в любой момент времени сделать соответствующий запрос и узнать всю максимально подробную информацию о конкретном транспортном средстве.
Большой развернутый доклад сделал также заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Пронин Дмитрий Валентинович. Дмитрий Пронин рассказал о цифровом профиле водителей такси в городе Москве. Дмитрий Пронин отметил, что в Москве сейчас около 50 000 действующих разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, из них 35 000 принадлежат юридическим лицам, остальные – индивидуальным предпринимателям. Средний возраст автомобилей такси — 2,7 лет. В основном, присутствуют три марки транспортных средств: 19,7% рынка занимает Hyundai Solaris, 16 3% занимает Skoda Octavia и 12% занимает Volkswagen Polo. Количество действующих разрешений год от года увеличивается, но ненамного. В 2017 году было выдано 47000 разрешений, в 2018 году — 48.000 разрешений, в 2019 году – 50000 разрешений. При этом средний возраст автомобиля уменьшается. В 2017 году средний возраст автомобилей составил 2,8 лет, а в 2019 году уже 2,7 лет. 85% пассажиров используют мобильные приложения для заказа такси, и большую долю на этом рынке занимает объединённое приложение Яндекс Такси и Убер. Крупная компания-агрегатор Citymobil занимает около 17% рынка, ещё меньше занимает компания Getz — около 6%, остальные компании занимают существенно меньшую долю рынка.
Дмитрий Валентинович рассказал о практике тестовой контрольной закупки услуг таксомоторных автоперевозчиков, осуществляемых Правительством города Москвы. Дмитрий Пронин отметил, что в этот год произошло существенное снижение допуска нелегальных такси через услуги агрегаторов. Например, в июле-июне у Яндекс.Такси не было ни одного случая, когда по вызову приезжало нелегальное такси. Хотя в феврале-марте таких случаев было около 13%. С другой стороны, для компании InDriver наоборот, в июне-июле при контрольных закупках доля подачи нелегальных такси увеличилась до 29%. Далее был представлен типовой социальный портрет водителя такси, участника дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Как ни странно, это водители с приличным стажем вождения, средний стаж вождения около 12 лет, средний возраст водителя 37 лет. 58% водителей такси, участников дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими, являются гражданами Российской Федерации, 98% таких водителей — мужчины. При этом отмечено абсолютное увеличение количества ДТП и ДТП с погибшими и ранеными по вине водителей такси. За 10 месяцев 2019 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, общее количество ДТП с участием такси увеличилось на 70%. За 10 месяцев 2019 года произошло 1314 ДТП, в этих ДТП погибло 32 человека, что на 14% больше, чем в 2018 году, и ранено 1631 человек, что на 75% больше, чем в 2018 году.
Основные причины, которые видит Правительство города Москвы, фиксируя такие негативные тенденции, заключается в том, что продолжительность рабочего дня у 65% водителей составляет более 12 часов; 35% водителей работают без выходных. Основные причины, влияющие на ДТП — это неправильный выбор дистанции, несоблюдение очередности проезда, нарушение правил перестроения, проезда пешеходных переходов и требований сигналов светофора.