Диалоги о транспорте: об итогах работы Общественного совета при Ространснадзоре

Программа «Диалоги о транспорте»

Тема программы: «Итоги работы комиссии по железнодорожному транспорту Общественного совета при Ространснадзоре»

Гость программы: руководитель комиссии по железнодорожному транспорту Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), председатель Совета Ассоциации испытательных центров железнодорожной техники, вице-президент Союза «Объединение вагоностроителей», первый заместитель генерального директора по стратегии и продукту ПАО «Научно-производственная корпорация Объединённая вагонная компания», доктор технических наук Соколов Алексей Михайлович

Интервьюер: член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), эксперт ООН, профессор кафедры организации и безопасности движения Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), директор Института транспортного планирования Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта», главный редактор сетевого издания «Агентство транспортной информации» Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта», доктор технических наук Якимов Михаил Ростиславович

Основные вопросы для обсуждения:
1. В чем заключалась работа Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и его комиссии по железнодорожному транспорту?
2. Как была организована работа?
3. Какие итоги работы комиссии и в целом Общественного совета за 2018 год?
4. Требуются ли дополнительные мероприятия или дополнительные ресурсы для повышения эффективности работы комиссии по железнодорожному транспорту в последующем?

Дата интервью: 24 января 2019 года

 

 

Михаил Ростиславович (МР): Здравствуйте, Алексей Михайлович. Спасибо, что согласились выступить, принять участие в нашем интервью. Мы с Вами работали в Общественном совете при Ространснадзоре, а сейчас давайте обсудим какие-то итоги работы. В чем заключалась работа Общественного совета и нашей комиссии по железнодорожному транспорту?

Алексей Михайлович (АМ): Общественный совет был создан в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, открытого Правительства Российской Федерации. Основная идея создания Общественного совета – это общественный контроль таких важных для отрасли государственных организаций, как Ространснадзор, да и другие надзорные контрольные ведомства. Очевидно, что эти ведомства, с одной стороны, политически важные для экономики страны, для безопасности страны. С другой стороны, они имеют довольно серьезную власть. Крайне важно для общества, чтобы эти организации наиболее эффективно и правильно использовали эту власть. С другой стороны, конечно, эти организации, которые предназначены для осуществления контроля и надзора за безопасностью движения, они могут, в том числе, не иметь достаточных полномочий, достаточных инструментов для реализации своих функций. И одна из задач общественного совета – это помочь, помочь со стороны экспертов, со стороны экспертного сообщества, со стороны рынка. Увидеть, какие пробелы в нормативно-правовом регулировании, в инструментарии этих организаций существуют, и какая помощь нужна со стороны общества для наиболее эффективной работы этих организаций.

МР: Как проходит работа Общественного совета? Как она организована? Что происходит на заседаниях комиссии?

АМ: Совет включает в себя наиболее авторитетных и крупных экспертов со стороны некоммерческих партнерств на рынке общественных организаций, которые имеют отношение, либо объединяют крупнейших участников рынка во всех видах транспорта.

МР: То есть члены совета – это люди из сферы транспорта?

АМ: Да. Это транспорт. Все отрасли транспорта. Наша комиссия, собственно говоря, представляет собой представителей железнодорожного транспорта.

МР: Вы тоже из комиссии по железнодорожному транспорту Общественного совета при Ространснадзоре. Вы тоже железнодорожник?

АМ: Да. Я железнодорожник, наверно, уже не в первом поколении. Более того, уже со стажем более 30 лет.

МР: На заседании собираются и вызываются руководители Ространснадзора, рассматриваются какие-то документы? Как происходит само заседание, само обсуждение?

АМ: Когда создавали комиссию по железнодорожному транспорту при Общественном совете Ространснадзора, я, по крайней мере, для себя ставил задачу наиболее конструктивной помощи Ространснадзору. Не надзор за ним, не какой-то там мониторинг его деятельности, а именно помощь. Очевидно, что и в Общественном совете, и в комиссии работают наиболее опытные авторитетные люди, которые со стороны видят недостатки в работе Ространснадзора, которые вызваны объективными причинами. И наша функция заключаются в оказании помощи, экспертной помощи, что можно поправить, что нужно дополнить.

МР: То есть нельзя сказать, что комиссия Общественного совета при Ространснадзоре занимается надзором за надзорным органом?

АМ: Ни в коем случае. Я, по крайней мере, не вижу работу нашей комиссии в таком ключе. Это, наверно, не совсем правильно, не совсем эффективно. Наша задача — это конструктивное взаимодействие, созидание.

МР: А в чем заключалось взаимодействие? Прошел год, в чем Вы видите основные результаты, что удалось сделать?

АМ: Во-первых, мы создали комиссию. Это не так просто, на самом деле, привлечь к работе комиссии чрезвычайно занятых людей с рынка, которые имеют свои серьезные дела. Тем не менее, нам это удалось. Мы вынесли на рассмотрение комиссии целый ряд вопросов. Наверно, в связи с тем, что я имею отношение конкретно к отрасли грузовых вагонов, грузового подвижного состава, то эти вопросы большей части относились именно к этой подобности железнодорожного транспорта, но, тем не менее, это был старт работы комиссии. Сейчас сформирован план на следующий год, который уже гораздо более разнообразный, охватывает не только грузовой подвижной состав, но и инфраструктуру, пассажирские вагоны, локомотивы и т.д.

МР: Давайте поговорим о результатах работы, о том, что рассмотрела комиссия. В работе участвовало большое количество экспертов, не только членов совета. В чем именно заключалась помощь этих людей службе Ространснадзора? Вы можете привести какой-нибудь пример, что конкретно рассматривалось и какие были решения?

АМ: Да. Во-первых, Ространснадзор, несмотря на то, что это авторитетнейший, крупный и важный орган, он занимается контрольно-надзорной деятельностью, но в то же время не имеет возможности осуществлять, создавать нормативно-правовые документы (по уставу).

МР: В службу приходят уже готовые документы?

АМ: Да, приходят уже готовые документы, которые они обязаны исполнять. Соответственно, здесь комиссия выступала, как называется в инженерной деятельности, обратной связью. Мы видели, какие проблемы в нормативно-правовом регулировании сейчас существуют, и обсуждали это совместно с представителями отрасли, с представителями самого Ространснадзора, и формулировали, условно говоря, техническое задание для Минтранса, как правового регулятора в этой области, для корректировки нормативно-правовых документов. Для примера, можно отметить два, наверно, таких больных вопроса для отрасли — это нормативно-правовое регулирование ремонта грузовых вагонов. Здесь все согласились, что есть масса проблем именно в правовом регулировании. Мы сформулировали эти проблемы. Мы поставили эти проблемы перед Минтрансом. И Минтранс, надо отдать должное, очень конструктивно и быстро отреагировал. Выпущено изменение в Правила технической эксплуатации железных дорог, которые большей частью учитывают наши замечания и предложения.

МР: То есть получилось так, что комиссия при Ространснадзоре рассмотрела документы Министерства транспорта и предложила дополнения и изменения как бы со стороны службы?

АМ: Да, рассмотрели документы не только Минтранса, но и отраслевые другие документы. Мы услышали мнение специалистов данных отраслей, услышали, насколько это регулирование полноценное, услышали, какие проблемы в Ространснадзоре возникают при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, а также сформулировали какие-то предложения по повышению эффективности, по внесению изменений в нормативно-правовые документы, которые, с одной стороны, добавят возможности для Ространснадзора при осуществления контрольно-надзорной деятельности, с другой стороны, уберут избыточное регулирование, которое сейчас не очень понятно.

МР: Составлен план на следующий год работы и комиссии, и всего общественного совета при службе Ространснадзора. Скажите, требуются ли Общественному совету или комиссии, которую Вы возглавляете, дополнительные ресурсы? Может быть, привлекать больше экспертов, расширить комиссию или расширить ее полномочия для более эффективной работы в следующем году?

АМ: Я думаю, да. Понятно, что мы всегда за увеличение состава комиссии. В общем, на самом деле, мы этим занимаемся. Просто, возможно, мы не включаем приглашенных экспертов в штат комиссии, но на каждом заседании комиссии присутствует экспертов в два или три раза больше, чем членов комиссии. Я, во-первых, хотел бы поблагодарить людей, которые принимали участие в этих заседаниях, потому что они, в общем, занимались общественной работой, они не обязаны были это делать, они искренне заинтересованы в повышении эффективности работы Ространснадзора. В этом принимали активное участие представители Российских железных дорог, представители некоммерческих партнерств отраслевых, представители федеральных органов исполнительной власти (Росжелдора, Минтранса).

Какие улучшения, я думаю, можно было бы внести. Конечно, это более внятную, может быть, какую-то зарегулированную обратную связь с Министерством транспорта. Сейчас авторитет Общественного совета и некоммерческих партнерств, которые участвуют в работе Общественного совета, заставляет Министерство транспорта слушать, что мы им предлагаем.  Но, вероятно, можно вот это неформальное общение Общественного совета и Минтранса формализовать, сделать более понятно и более формально. Для чего? Дело в том, что эффективность работы комиссии и общественного совета напрямую зависит от решения, которое будет принято. Понятно, что Ространснадзор может сам реализовать часть решений. Но, в большей части ему, конечно, нужна помощь Минтранса (нормативно-правовая помощь Минтранса). И хорошо бы, чтобы этот канал обратной связи, когда Минтранс слушает Общественный совет при Ространснадзоре и принимает какие-то корректирующие мероприятия в нормативно-правовом регулировании, этот канал был бы более четко обозначен. В общем, у нас есть конкретные предложения по реализации такого канала. Я думаю, что мы можем их обсудить на очередном заседании комиссии Общественного совета.

МР: Спасибо Вам, Алексей Михайлович, за интервью. Удачной работы Вам и нам в следующем году в комиссии.

АМ: Спасибо Вам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика