Ограничение использования личного автомобиля как решение экологических проблем городов

Разработанная Министерством транспорта РФ транспортная стратегия России до 2035 года предполагает «безальтернативное» ограничение использования личных автомобилей, чтобы сократить выбросы. Как отмечают авторы стратегии, 61% выбросов от транспорта приходится на автотранспорт, причем обновление парка не решит проблему. Что же делается уже сейчас и необходимо сделать в будущем, чтобы снизить влияние транспорта на климат?

Яна Мерцалова, начальник отдела по работе в очагах аварийности ГКУ ЦОДД Правительства Москвы, расскажет о зелёных пешеходных улицах и развитии велоинфраструктуры, о мерах регулирования перемещений транспорта с двигателем внутреннего сгорания и стимулировании экологического транспорта силами городских администраций и бизнеса.

«По данным Всемирной организации здравоохранения 25% мировых выбросов CO2 приходится на автомобильный транспорт. Помимо загрязнения воздуха, транспорт приносит в городскую жизнь шумовое, световое загрязнения, влияет на травматизм и снижение подвижности горожан. Влияние личного транспорта на окружающую среду связано прежде всего с его возрастом и несоответствием современным экологическим стандартам, типологией используемого топлива и режимом движения потоков во время пробок, резкого торможения или, наоборот, стремительного набора скорости. Автомобили вносят свою негативную лепту в загрязнение окружающей среды не только токсичными отработавшими газами, но и парами топлива, продуктами износа шин и дорожных покрытий, тормозных накладок. Стоит отметить, что тема влияния транспорта на изменение климата не оставлена без внимания различными организациями, которые в свою очередь создают гайды в помощь городам. В частности, работает объединение мэров городов C-40, в котором отдельный блок посвящен теме транспортного планирования. 

Государственная политика способна мотивировать людей в разных странах мира на отказ от личных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в пользу электротранспорта. Одна из таких мер — субсидирование из государственного бюджета покупки электромобилей. В ФРГ размер субсидии составил 9 000 евро, во Франции — 7 000 евро. Так, продажи электромобилей в Германии выросли в 10 раз. Второй мерой являются налоговые льготы при покупке электромобиля. ФРГ снизила НДС на покупку экологичного транспорта с 19% до 16%. Отсутствие налога с продаж на электромобили в Норвегии и вовсе привес к тому, что каждый 3-ий новый автомобиль в стране — электрический. Также неплохо работает государственная программа утилизации. Во Франции она составила 2 500 евро, на эти деньги можно купить электрический или обычный велосипед, проездной на общественный транспорт или абонемент на каршеринговый сервис. Существуют также меры более административного характера: запрет на въезд в центр города на неэкологичном транспорте, высокая стоимость парковки и льготы для электромобилей, перехватывающие парковки, доступный и комфортный общественный транспорт. 

Самая мотивирующая часть развития устойчивой транспортной системы — создание инфраструктуры, а именно, зарядных станций для электромобилей, велосипедных дорожек и велопарковок. Сегодня существует ряд технологических подходов, которые применяются в мире. Во-первых, это автоматизированная система управления дорожным движением и светофорами, которая экономит топливо от 1,6 до 50%. Работа светофоров в адаптивном режиме в реальном времени приводит к сокращению выбросов СО2 на 4%, а в пиковые часы загрузки на 14%. Во-вторых, это контроль скорость, за счет которого уменьшается число ДТП и транспортный поток движется равномернее. В-третьих, электронная система оплаты сборов за проезд экономит до 1,2 млн галлонов топлива в год за счет сокращения задержек в очередях на пунктах взимания платы. 

Опыт Москвы показал, что грамотное проектирование дорожно-уличной сети может сделать город удобным для пешеходов. С 2011 года: благоустроено и реконструировано 420 улиц, площадей, магистралей и общественных пространств, модернизировано 3 000 пешеходных переходов, в 2 раза расширены тротуары — до 10 метров. Все эти изменения способствовали развитию новых привычек у горожан по перемещению пешком, с использованием средств индивидуальной мобильности, при этом, пропускная способность автомобильных дорог не снизилась. Сейчас 66% поездок осуществляется на электрическом общественном транспорте ( 18 млн поездок в сутки). К 2030 году Москва полностью перейдет на электрический общественный транспорт». 

Отметим, что 82% вредных выбросов происходит за счет стирания дорожного покрытия и «составных частей» автомобиля. Поэтому транспортная стратегия предполагает, в частности, «стимулирование совместного использования транспортных средств» для снижения числа личных автомобилей в городах.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика