Электромобили оказались не более «зелеными», чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания — об этом заявили разработчики заряжаемых транспортных средств в линейке Volvo, принадлежащей корпорации Geely. Чтобы оправдать статус более безопасного для окружающей среды транспорта, электромобиль должен проехать более 110 тыс. км. Внутреннее исследование корпорации Geely показало, что батарейные модели — это путь к климатическому нейтралитету. Компания проанализировала «углеродный след» электромобиля Polestar 2 и обычного Volvo XC40 за весь жизненный цикл и сделала парадоксальный вывод. На этапе производства кроссовера Volvo XC40 с двигателем внутреннего сгорания в атмосферу выбрасывается 14 тонн CO₂e (эквивалент CO₂ — это различные виды парниковых газов, приведенные к общей единице измерения). Показатель для Polestar 2 и батареи к нему — 24 тонны. Во время эксплуатации XC40 добавит еще 41 тонну, а электрокар — 23 тонны, если использовать смешанные источники электроэнергии.
«Электромобиль станет»зеленым» транспортным средством, если будет эксплуатироваться с использованием «зеленой» электроэнергии, вырабатываемой посредством ветрогенераторов, солнечной энергии, ГЭС и АЭС. Также необходимо учитывать вторичное использование аккумуляторной батареи электромобиля, которое способствует общему снижению выбросов», — пояснил исполнительный директор по информационным и интеллектуальным системам ФГУП «НАМИ», к.т.н. Денис Ендачев.
Эксперты и исследователи предупреждают, что считать электромобили «техникой без выбросов» — некорректно: электромобили при использовании также выделяют твердые частицы в результате износа шин и тормозов. Интересным является и тот факт, что само производство электромобилей зачастую нарушает все этические нормы — кобальт, который необходим в ходе производства часто добывают в неблагополучных странах с использованием детского труда.
Эколог Александр Кукса напомнил, что при получении электроэнергии, нужной такому автомобилю, так или иначе наносится вред окружающей среде: «Одно дело, если у нас было какое-то зонирование в стране, как где-нибудь далеко за Уралом, где электростанции угольные, которые дают электроэнергию на всю страну, но в радиусе 500 километров вокруг них нет ни одного населённого пункта — тогда да, отлично, там будет это пятно загрязнения воздуха держаться — это как мусор под ковром, его никто не видит, он никому не мешает жить. Но дело в том, что у нас даже в пределах МКАД несколько электростанций тепловых. Как раз-таки гибридные автомобили занимают усреднённое звено, потому что двигатель, работающий на генерацию, даёт гораздо меньше выхлопных газов, чем двигатель внутреннего сгорания стопроцентный, и при всём при этом уровень шума от таких автомобилей тоже намного меньше, чем от автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями».
Кстати, Европейская федерация транспорта и окружающей среды вместе с Greenpeace выяснили, что создатели гибридных автомобилей занижают реальные показатели загрязнений в 2,5 раза. Гибридные автомобили сегодня призваны стать переходным звеном от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания к электромобилю в тех странах, где вовсе отказываются от производства и использования двигателей ДВС (Великобритония, Франция, Нидерланды, Швеция и Китай). В своем отчете исследователи призывают правительство Великобритании, чтобы принятое решение о прекращении производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания не поощряло производителей к продвижению продаж гибридных автомобилей в Великобритании. Исследователи также требуют повышения налогов на гибридные транспортные средства. Выяснилось, что водители часто не заряжали автомобили и использовали бензиновый двигатель. Таким образом, гибриды выделяли в среднем 117 г CO2 на км, в то время как официальные тесты заявляли о 44 г на км. По данным экспертов, ложные заявления о более низких выбросах — “это уловка производителей для продолжения выпуска внедорожников, бензиновых и дизельных двигателей”. Исследователи уверены, что покупателей вводят в заблуждение. Гринпис описывает подключаемые гибридные электромобили как «волка автомобильной промышленности в овечьей шкуре».