Сегодня можно с уверенностью говорить, что поездки на средствах индивидуальной мобильности не только стали привычны для жителей городов России, но и рассматриваются в качестве преодоления последней мили. Вместе с тем как прочно данный вид транспорта входит в городскую жизнь, эксперты пытаются найти возможности урегулировать правовые отношения между средствами индивидуальной мобильности, транспортными средствами и пешеходами.
Профессор кафедры «Автомобили» Московского автомобильно-дорожного государственного университета (МАДИ), д.т.н., Виталий Гаевский о проблемах и перспективах развития компактного транспорта в городах.
«В последние два-три года в попытках регулировать движение микротранспорта, в частности пользователей электросамокатов, ГИБДД и другие ведомства оперируют постоянно растущими показателями дорожно-транспортных происшествий с участием данного вида транспорта. Так, при скорости наезда до 15 км/ч пешеходы получают в основном легкие телесные повреждения, а при скорости 15-25 км/ч — последствия средней тяжести. Последствия ДТП измеряются массой и скоростью, а при пересчете величины последствий для наглядности приводят альтернативный расчет — последствия падения человека с определенной высоты. Так, весь микротранспорт при ДТП приводит либо к легким, либо к средней тяжести последствиям и в большинстве случаев пострадавший остается жив. Тогда как столкновение пешехода с мопедом, мотоциклом и легковым автомобилем предполагает фатальные последствия. Статистика подтверждает: в 2021 году более 4 тыс. пешеходов погибло в результате ДТП с легковым транспортом, 26% из которых погибли на пешеходных переходах. При этом в 2021 году в дорожно-транспортных происшествия с участием средств индивидуальной мобильности погибло 4 человека», — рассказал Виталий Гаевский.
Он отметил, что ситуации, когда пользователей самокатов штрафуют за управление им без водительского удостоверения, когда определяют мощность электросамоката по внешнему виду — в основном необоснованны и могут быть оспорены в суде. Напомним, что мощность двигателя самоката выше 250 Вт делает электросамокат, наравне с мопедом, транспортным средством, для управления которым требуются права категории «М».
«В результате инновационного испытания компактного транспорта мной были получено динамические характеристики. В правилах дорожного движения установлено, что мопед — это транспортное средство, имеющее электродвигатель с мощностью более 250 Вт до 4 кВт в режиме длительной нагрузки. Стоит отметить, что максимальная мощность в режиме длительной нагрузки — это мощность при постоянной скорости движения электротранспорта, которая не превышает 150 Вт. В данном случае по формулировке ПДД ни один электросамокат, имеющий скорость до 25 км/ч не может быть отнесен к категории. «мопед». Не говоря уже о том, что технический регламент Таможенного союза распространяется только на те транспортные средства, которые имеют скорость выше 25 км/ч. Именно энергетическая составляющая и разделила все транспортные средства на неподлежащие обязательной сертификации и подлежащие», — пояснил Виталий Гаевский.
Среди документов, которые будут регулировать правоприменение к средствам индивидуальной мобильности, обсуждается ГОСТ «Электрические средства индивидуальной мобильности», который подготовил научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ. Виталий указал на ряд «белых пятен» в документе и отметил, что состоит в группе по его доработке.
«Отрадно, что проект ГОСТа, разработанный НАМИ, собирает в единое правовое поле весь микротранспорт. Однако, данный ГОСТ основан на нормативном документе Франции, который там был разработан исключительно под сервис кикшеринга, именно поэтому к проекту имеется ряд замечаний. Во-первых, пункт 8.1 предполагает, что любой микротранспорт необходимо оснащать системой «ЭРА-ГЛОНАСС» с функцией отслеживания и возможности дистанционного замедления скорости. По моему убеждению, это увеличивает опасность перемещения человека на данном виде транспорта. Во-вторых, в проекте прописано о необходимости оборудовать все средства индивидуальной мобильности, особенно моноколеса, звуковым сигналом. На транспортных средствах сигнал подается, чтобы превысить шум самого транспортного средства, а средства индивидуальной мобильности практически бесшумны — подать сигнал можно голосом, светском, звонком. Также в данном ГОСТе прописана методика проведения испытаний, которая в случае неправильной интерпретации позволяет заключать, что на скорости в 25 км/ч мощность электросамоката может достигать 400 Вт. На данный момент ГОСТ находится на доработке», — рассказал Виталий Гаевский.
Напомним, что в соответствии с программой национальной стандартизации разработанный НАМИ ГОСТ планируется утвердить в сентябре 2023 года. В департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы рассчитывают, что документ начнет действовать уже в этом году.
Читайте далее: