Опыт использования электромобиля: интервью с организатором электро сообщества «Електро Прикамье»

С каждым годом в России появляется все больше и больше электромобилей. По официальным данным аналитического агентства «Автостат», динамика продаж марки в России растет отличными темпами. С 2020 года в России обнулили пошлины на электромобили и включили их в программы господдержки, однако вокруг электромобилей ходит много мифов — негде заряжаться, ненадежность в минусовой температуре, а также простое недоверие к технологии.

Александр Шаврин, предприниматель, организатор электро сообщества «Електро Прикамье», владелец сразу нескольких электромобилей — Tesla Model S и Nissan Leaf, рассказывает о преимуществах и перспективах электромобилей в России.

-Многих интересует возможность автопутешествий на электромобиле, ведь есть мнение, что это очень неудобно ввиду неразвитости зарядной инфраструктуры, так ли это?

Александр Шаврин: «Я очень много путешествую на электромобиле – 3 раза съездил из Перми в Германию и несколько раз в Финляндию. По территории России сейчас передвигаться значительно комфортнее, чем несколько лет назад. Весь комфорт передвижения состоит в том, что водитель сам «ставит» себе розетки. То есть, поездки на электротранспорте не надо расценивать как достижение какой-то цели, быстрого перемещения из точки «А» в точку «В». Для быстрого перемещения будет проще выбрать другой вид транспорта, например, самолет, а электромобиль – это история про путешествия. В своих путешествиях я «ставил» розетки по пути, искал ночевку с возможностью поставить автомобиль на зарядку или просил открыть уличный ящик электросчетчика». 

— Какими темпами по Вашему мнению развивается зарядная инфраструктура для электромобилей, достаточно ли зарядных станций в Перми?

Александр Шаврин: «Для того, чтобы развивать зарядную инфраструктуру необходимо либо иметь опыт управления электромобилем, либо прислушиваться к сообществу владельцев электромобилей. Ставят много зарядных станций в центре города, что в приницпе — бесполезно. Зарядки нужны около офисов и многоквартирных домов. Мне, как пользователю, в центре города зарядная инфраструктура вообще не нужна. Я рассчитываю свой путь так, чтобы доехать от дома до работы и обратно без подзарядки.  С момента открытия первой зарядной станции в Перми прошло 4 года. Станций в городе больше не стало, а количество электромобилей выросло до 200 – это говорит о том, что зарядная инфраструктура важнее у дома. Все остальные зарядки будут использоваться только в экстренных случаях, к тому же, они платные. Развитие быстрых зарядных станций требуется вокруг городов и на трассах, а в центре города можно сделать всего несколько постов зарядки». 

— Вы много путешествовали по Европе на электромобиле, расскажите про западный опыт: что можно перенять, что улучшить?

Александр Шаврин: «Уже в 2014 году в Нидерландах каждые 100 км на трассе стояли бесплатные зарядные станции. И только через несколько лет они начали ставить зарядную инфраструктуру в центре города – и они до сих пор пустуют, не пользуются спросом. Я увидел большую проблему с сервисом: для оплаты зарядки нужны разные карточки и приложения в зависимости от компании, которая предоставляет сеть. Во многих случаях зарегистрироваться просто невозможно, потому что требуются данные европейского паспорта. В Москве, кстати, я тоже столкнулся с такой проблемой — в итоге, пришлось искать частную зарядную станцию. Было бы замечательно продумать унифицированную систему оплаты зарядки и внедрить ее, допустим, в Яндекс. Навигатор, как это сейчас делается с оплатой бензина на АЗС. Нам точно следует обращать внимание на западный опыт, но внедрять его по-своему в России, учитывая расстояния, менталитет и прочие особенности». 

— Как вы относитесь к КАМА-1, считаете, что это станет толчком в развитии электромобилей в России?

Александр Шаврин: «Если стоимость будет в районе миллиона, как заявлено, или возможно будет взять субсидию на покупку – это будет хит. Обещанный запас хода в 200-350 км станет решающим фактором для покупки — особенно для регионов. Есть у людей такая привычка — планировать и, соответственно, покупать универсальный автомобиль, чтобы на нем можно было и в Москву доехать, и в лес выехать, даже если человек всего этого не делает регулярно. Поэтому КАМА-1 мы очень ждем». 

— Расскажите про обслуживание Tesla в России, как справляетесь?

Александр Шаврин: «Я, покупая автомобиль, понимал, что продукт «сырой» и был готовы к неожиданностям. В 2014 году я купил Тесла и буквально через полгода выяснил о неисправности — плавились контакты. Компания сделала отзыв партии, но так как я эксплуатирую автомобиль в России, я даже не знал об этом. Просто в один день автомобиль встал на ходу и полностью отключился. Мне пришлось звонить в представительство Тесла в Германии и, преодолев языковой барьер, мне сказали, как можно решить проблему на месте, в Перми. Механики нарисовали, куда надо ударить кувалдой – место, где установлены контакты, но это не помогло и пришлось везти электромобиль в Германию на гарантийное обслуживание. Если что-то происходит с батареей или мотором необходимо отправлять автомобиль в сервис в Германию, Финляндию или Польшу, иначе слетит гарантия. Во всех остальных случаях можно найти СТО, специализирующейся на Тесла». 

— По Вашим ощущениям, какие тенденции развития у электромобилей в России?

Александр Шаврин: «Люди рано или поздно сами перейдут на электромобили – будет помощь от государства в этом вопросе или нет. Уже многие понимают, что это вопрос экологии и комфорта жизни, не говоря уже об экономической выгоде. Нужна просветительская работа, работа с обществом и развеивание мифов об электротранспорте. Есть один фактор, который сильно затормаживает развитие и удобство использования электромобилей, о котором никто толком не говорит. Я имею в виду сложность установки домашней розетки. Сегодня для того, чтобы официально зарегистрировать розетку с счетчиком необходимо потратить несколько месяцев на всестороннее согласование и бумажную рутину. Необходимо как-то сократить количество ведомостей, с которыми надо согласовывать установку и выработать какой-то алгоритм действий. Именно это в большей степени тормозит развитие электро сообщества, а не отсутствие зарядной инфраструктуре в городе, ведь на самом деле, самое важное — это розетка у дома».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика