Многие крупные города во всем мире и в России озаботились заменой подвижного состава городского пассажирского транспорта общего пользования на экологические системы. В частности, на электробусы. Широко развивается производство электробусов как в России, так и за рубежом. Растет рынок электрической техники по всему миру. Электробус, в отличие от дизельного автобуса, имеет существенные преимущества, в частности, нулевые загрязнения окружающей среды в результате работы основных тяговых двигателей автомобиля.
Однако, в период зимней эксплуатации возникают серьезные проблемы в отоплении салона такого автобуса. В частности, такая проблема будет стоять для города Москвы, где средняя температуры января -6,5 градусов. В мире отсутствует опыт массовой эксплуатации электробусов в городах, находящихся в высоких широтах континентальном и резко континентальном климате. Небольшой опыт эксплуатации таких автобусов есть в Скандинавских городах, расположенных в морской климатической зоне при средней температуре января не превышающей 4-5 градусов. Как будут вести себя электробусы в зимней эксплуатации в российских городах, таких как Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Пермь, где средняя температура января ниже 10 градусов? Следует ли в таких транспортных системах для обогрева салона электробусов применять автономные дизельные отопители, которые, в свою очередь, могут свести на нет все экологические преимущества электробусов?
Комментарии экспертов
Член Президиума Российской академии транспорта, доктор технических наук, профессор ПНИПУ и СГТУ имени Гагарина Ю.А., главный эксперт ФАУ «РОСДОРНИИ» Кочетков Андрей Викторович
Электробусы в условиях зимы часть маршрута проходят на существующей контактной сети и подогрев там обычный, как и у троллейбуса. Участок без контактной сети в районе конечной остановки предполагает быструю электрозарядку. Температура ниже -10оС приведет к повышенному расходу ресурса аккумуляторов, так как они будут разряжаться неоптимальным образом до 0оС. Автономные дизельные отопители должны применяться при движении электробуса вне контактной сети, где они решат проблему подогрева в салоне автобуса и самой аккумуляторной батареи. По моему мнению, их энергопотребление и экологическое воздействие на окружающую среду фрагментарно и вполне допустимо в силу решения лишь одной задачи сбережения ресурса аккумуляторной батареи.
Руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» Уткина Анна Сергеевна
Первого сентября на дороги Москвы вышли первые электробусы – до конца месяца проезд в инновационном транспорте был бесплатным, теперь он оплачивается согласно установленным тарифам. Первые впечатления и у водителей, и у пассажиров экологического транспорта положительные: удобство, красота и, что самое главное, безопасность и бесплатный WI-FI обеспечили новому транспорту народную любовь. Поддержали внедрение электробусов и другие города России: Санкт-Петербург, Новосибирск, Курск, Тамбов, Ростов-на-Дону. В настоящее время есть несколько марок экологических автобусов отечественных и зарубежных производителей, которые отличаются своими техническими характеристиками. Это учитывается регионами при выборе моделей для своих городов. Например, электробус «Камаз» работает в температурном диапазоне от минус 45 до плюс 45 градусов Цельсия, что подходит для северных городов нашей страны. Пока электробусы оборудованы дизельными обогревателями, которые используются только в крайних случаях, так как отопление салона осуществляется системой климат-контроля.
Директор Института транспортного планирования и действительный член Российской академии транспорта, доктор технических наук, профессор кафедры «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Якимов Михаил Ростиславович
Электрический автомобильный транспорт, в частности городской пассажирский транспорт общего пользования, отличается очевидными преимуществами. В первую очередь, в области загрязнения атмосферного воздуха. В этом плане троллейбус и электробус имеют схожие характеристики, а именно нулевые выбросы в атмосферу при работе тягового электрического двигателя.
Однако, в условиях низких температур континентального и резко континентального климата возникает проблема отопления салона электрических автомобилей в зимний период, особенно это проблема актуальна для транспорта большой вместимости. Такая проблема с легкостью решается на троллейбусах путем установки дешевых электрических отопителей, но становится серьёзным препятствием при эксплуатации электробусов. Существует несколько подходов к решению вопроса обогрева салона таких автомобилей. В частности, используются различные автономные системы подогрева, работающие на газовом или на жидком топливе. И надо понимать, что использование таких обогревательных приборов сводит на нет всю экологическую эффективность электробуса.
Ввиду отсутствия должной практики и опыта эксплуатации электрических автобусов на территории Российской Федерации, тем более в условиях сурового континентального климата высоких широт, следует отказаться от крупных инвестиций в закупку такого подвижного состава, ориентируясь при этом, прежде всего, на опыт эксплуатации других городов. Следует отметить, что производство и рынок электрических автобусов в Российской Федерации ещё только формируется, и, к сожалению, ни одна транспортная система ни в одном российском городе не может похвастаться успешной эксплуатацией электрических автобусов на линиях единой маршрутной сети, в том числе и город Москва.
Фото взято с информационного портала 3dnews.ru