На совещании Общероссийского народного фронта на тему«Дорожно-транспортная инфраструктура как фактор, оказывающий влияние на качество жизни. Формирование предложений для актуализации национального проекта», Министерство энергетики Российской Федерации предложило развивать нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с учетом задачи по обеспечению автомобильных дорог заправочной инфраструктурой для транспорта на новых видах топлива. Об этом заявил заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын. Заместитель министра энергетики Российской Федерации подчеркнул: «Мировой автопром активно работает над новыми технологиями. Помимо автомобилей с бензиновыми двигателями развиваются электромобили, водородный транспорт и транспорт на природном газе. По оценкам экспертов, к 2040 году в мире доля такого нового транспорта может составить до 50%. Необходимо готовиться к этому и в России. Это новый и серьезнейший вызов для проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Поэтому в дальнейшем предлагаем развивать проект БКАД с учетом задачи обеспечения дорог заправочной инфраструктурой для транспорта на новых видах топлива».
По ряду причин владение электромобилем в России не стало массовым — на решение о покупке влияет и неразвитая инфраструктура и стоимость самого электромобиля. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за 6 месяцев 2020 года жители нашей страны стали обладателями 121 нового электрокара. Это на 18% меньше, чем за тот же период прошлого года. Мэр Москвы Сергей Собянин поддержал стремление каршеринговых компаний пополнять столичный парк электромоблями: «90 процентов всех экологических проблем связаны не с фабриками и заводами, а с различными автомобилями, миллионы которых выезжают на наши улицы каждый день. И конечно, очень важно, чтобы менялось топливо, становилось более экологичным, более экологичными становились машины, двигатели. Кардинально это можно изменить, только полностью отказавшись от двигателей внутреннего сгорания, перейдя на электромобили». В связи с этим напомним, что московский каршеринговый автопарк является самым крупным в мире по численности — более 40 000 автомобилей.
Лориана Сардар, управляющий партнер «Belka Car» поделилась прогнозом развития электрокаршенирга в Москве и рассказала, почему каршеринговые операторы не спешат закупать электромобили в свои парки: «Последние 8 лет в мире бурно развивается электрокаршеринг и этому есть объяснение. Во многих странах, особенно в европейских, существует жесткое регулирование со стороны городских властей. Городские власти сильно ограничивают каршеринговых операторов и мотивируют запускаться только на электромобилях. В результате, 66% городов имеют в парке электромобили и 25% работают только на электромобилях. Помимо этого, в Европе основные автопроизводители, они же владеют основными каршеринговыми компаниями, получают от государства скидки на выбросы СО2 за каждый произведенный и запущенный в каршеринг электромобиль. Эта государственная поддержка является основополагающей для развития электрокаршеринга. Электрокаршеринг будет по умолчанию дороже, чем привычный каршеринг. Чтобы мотивировать людей пользоваться электромобилями, должны быть дополнительные стимулы для конечного потребителя. В первую очередь, это доступ к выделенным полосам, как для такси и общественного транспорта. Также, можно разработать программу выделения парковок для электромобилей в торговых центрах и в бизнес-центрах. Создать программу на законодательном уровне, которая будет обязывать торговые центры и бизнес центры оставлять место под электрокаршеринг».
Какие основные проблемы для развития электрокаршеринга в России?
Лориана Сардар: «Государственные меры периодически внедряют, останавливают, затем опять внедряют и, к сожалению, пока нет четкой политики развития электротранспорта в России. Общаясь с Московским департаментом транспорта, мы спорим о том, кто первым должен начать создавать рынок – мы первыми должны закупить электромобили, создав тем самым спрос на электроинфраструктуру, либо же сначала должна создаться инфраструктура и полноценная стратегия». Лориана отметила, что сильно тормозят развитие электрокаршеринга и нынешние условия лизинга: «По электромобилям все лизинговые компании дают неблагоприятные условия. Это связано с тем, что пока нет рынка б/у электромобилей. Лизинговые компании не видят перспективы продажи электромобиля через 2-3 года». Управляющий партнер «Belka Car» подытожила, что несмотря на отсутствие рынка сегодня и на экономическую убыточность этой идеи, компания верит в электранспорт и хочет его реализовывать, надеясь рано или поздно объединить свои экономические интересы и стратегию государства.
Напомним, что ряд каршеринговых операторов уже выпустил на дороги совсем незначительное количество новых электромобилей, однако их пользование ограничено: поездку нужно завершить в пределах Садового кольца, возраст водителя должен быть старше 26 лет, а стаж управления автомобилем больше 6 лет.