В апреле 2021 года Президент РФ поручил Правительству РФ в срок до 1 мая представить перечень инфраструктурных проектов, финансирование которых будет осуществляться с привлечением средств Фонда национального благосостояния (далее — ФНБ). На сегодняшний момент приняты решения о выделении средств ФНБ на развитие восточной части БАМа, железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, строительство скоростной автомобильной трассы М-12 Москва — Казань, скоростной автомобильной трассы Казань — Екатеринбург и на обновление подвижного состава Петербургского метрополитена.
Сергей Перников к.э.н., первый заместитель председателя правления по экономике и инвестициям ГК «Автодор» рассказал об удачном опыте привлечения средств ФНБ, а также поделился предложениями для улучшения процедуры.
«На сегодняшний день мы реализовали и обслуживаем около 4 000 км платных дорог с объемом вложенных инвестиций в 1 трлн 250 млрд рублей и внебюджетных инвестиций порядка 400 млрд рублей. ГК «Автодор» работает с разными источниками: субсидии государственного бюджета, возвратные средства, включая средства ФНБ и рыночные средства. Одним из положительных опытов, завершенных в этом году, является проект ЦКАД. Средства ФНБ являются привлекательным источником для реализации инвестицонных проектов — они имеют значительный срок привлечения, льготный период возврата. В сегодняшних условиях, по существующей процедуре привлечения средств ФНБ, есть все условия необходимые для реализации транспортных проектов в регионах. При поддержке профильных Министерств и активной позиции региональных властей подобные проекты могут быть реализованы. Несмотря на удачный опыт, существуют проблемные вопросы, связанные с привлечением и использование средств ФНБ. Во-первых, это касается сроков направления средств ФНБ на реализацию проекта. Средства ФНБ направляются на финансирование реализации проекта в течение 5 дней с даты выборки. Опыт проекта ЦКАД показал, что достаточным сроком для направления средств ФНБ на реализацию проекта является 30 дней, так как за 5 рабочих дней у Минфина РФ возникает право требовать обратный выкуп облигаций, выкупленных за счет средств ФНБ. Во-вторых, необходимо установить ежемесячное планирование потребности в средствах ФНБ в рамках годовых лимитов с учетом фактических обстоятельств реализации проекта. Позитивный опыт ГК «Автодор» реализации проекта ЦКАД показал, что более эффективным способом контрля и мониторинга использования средств является именно ежемесячное планирование потребности. В-третьих, изменения оценки проектов, вступившее в силу 14.12.2021 года позволяет привлечь средства ФНБ на реализацию проектов не соответствующих установленным требованиям (особые условия финансирования проекта) и существенно сокращают сроки проведения оценки проектов и принятия решения о предоставлении средств».
Отметим, что в ближайшие 5 лет на модернизацию общественного электротранспорта направят около 400 млрд рублей, в том числе из ФНБ. Заявки на участие в программе подали уже 13 городов. Она включает в себя замену трамвайных путей, поставку вагонов, электробусов и строительство зарядных станций, ее реализация начнется в 2022 году. В Минфине уточнили, что из ФНБ на эти цели могут направить до 120 млрд рублей. В перечень приоритетных проектов для финансирования из ФНБ вошли 12 инициатив. Среди них — проекты ГК «Автодор», РЖД и ВЭБ.РФ. Сейчас продолжается работа над параметрами предоставления средств из ФНБ — до 2024 года из фонда на инфраструктурные цели направят 2,5 трлн рублей.
Читайте далее: