Форум «Транспортное образование и наука – 2020»

24 сентября на площадке Российского университета транспорта (РУТ, МИИТ) в Москве прошел форум «Транспортное образование и наука – 2020». К участию в форуме, организуемом Министерством транспорта РФ и РУТом, были приглашены ректоры 17-ти транспортных вузов. В ходе мероприятия обсуждалось, какими должны быть компетенции выпускника транспортного вуза, как изменятся университеты к 2035 году и какими качествами должны обладать будущие лидеры изменений. Состоялись также панельные дискуссии и пленарное заседание, в которых приняли участие представители Министерства транспорта РФ, ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Совкомфлот» и Союза «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»).

В рамках панельной дискуссии «Образование 2035: подготовка лидеров изменений» обсуждались тренды, которые будут определять развитие образования в ближайшее десятилетие. Модератором дискуссии выступила директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Марина Липецкая. В ходе дискуссии спикеры обсуждали вопросы: кто же такой «лидер изменений»? Возможно ли подготовить лидеров изменений в отраслевых университетах? Какие качества необходимо «ставить» будущим лидерам изменений? Как должны меняться образовательные программы и экосистема отраслевых вузов для формирования лидеров изменений? Затем состоялось пленарное заседание форума с участием заместителя Министра транспорта РФ – руководителя Росжелдор Владимира Токарева, первого заместителя Министра просвещения Российской Федерации Дмитрия Глушко, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Андрея Омельчука, заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова и генерального директора ПАО «Совкомфлот» Игоря Тонковидова. Участники пленарного заседания говорили о технологической трансформации транспортной отрасли и мировой экономики, цифровизации и критических изменениях рынка труда. Глобальные изменения ставят перед современным образованием новые вызовы. Гости обсудили тренды, которые будут определять развитие образования в ближайшие десятилетия, а также говорили о том, как должны измениться университеты, чтобы стать драйверами экономики, генераторами новых технологий и средой развития будущих лидеров. По мнению гостей и участников дискуссии, рынок труда в стране и мире переживает волну изменений, новые профессиональные задачи даже для традиционных профессий требуют гибкости мышления и способности обучаться на протяжении всей жизни. Эти и другие умения объединяются под общим названием метакомпетенции или универсальные компетенции.

 

Токарев Владимир заместитель министра транспорта Российской Федерации, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта в ходе пленарной сессии обозначил важность реформирования транспортного образования: «Сегодня хочу поговорить о будущем транспортного образования — транспортный комплекс динамично развивается, следуя глобальным тенденциям. Вектор нашего движения определяют национальные цели развития до 2030, поставленные президентом Владимиром Путиным. Данная работа требует высококлассного кадрового резерва — недостаточно просто увеличивать количество хорошо подготовленных специалистов, необходимо готовить качественно новое поколение профессионалов, способных генерировать идеи и менять подходы. Для этого необходимо системное обновление, перестройка образовательных программ и моделей взаимодействия ВУЗов с работодателями. Сегодня фактор человеческого капитала особенно важен, а поверхностные преобразования не изменят ситуацию. Только вдумчивая трансформация ВУЗов под новые задачи даст желаемый эффект. В 2019 году по инициативе министерства транспорта была разработана концепция транспортного образования. В этом году документ прошел согласование с Министерством образования и науки, а в октябре он выносится на окончательное утверждение. Учитывая современные мировые тенденции, предлагается внедрение гибких программ под профессии будущего, модели цифрового университета и проектные работы междисциплинарных команд. Планируется формирование надпрофессиональных компетенций с партнерами из различных секторов экономики». 

Дмитрий Глушко первый заместитель министра просвещения РФ рассказал о текущих возможностях реформирования образовательных программ: «Ежегодно по программам среднего специального образования  по специальностям транспортной отрасли выходят на рынок труда порядка 90 тысяч выпускников. Из общего количества — более 15 тысяч мест распределяются за счет федерального бюджета. В рамках национального проекта предусмотрено создание 5 000 производственных мастерских, отвечающих современным мировым стандартам, из них 600 — мастерские по профилю транспорт и логистика, а на текущий момент создано уже 200 мастерских по данному профилю. Необходимо учитывать ту инфраструктуру, которая уже создана в рамках колледжей: уже созданные мастерские должны быть включены в программы обучения ВУЗов, необходимо синхронизировать создание мастерских и развитие региональной экономики, чтобы все напрямую было связано с развитием транспортной отрасли». 

Дмитрий Шаханов заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» подчеркнул уникальное место РЖД в вопросе улучшения образовательного процесса: «Учитывая, что мы в России один из крупнейших работодателей, то разумеется мы стараемся не стоять в стороне от технологических изменений. Мы заинтересованы в подготовке специалистов, хороших управленцев, которые быстро адаптируются к изменениям. Компания всегда уделяла внимание взаимодействию с отраслевыми ВУЗами — очередным итогом нашей совместной работы стала принятая и подписанная в январе Министром транспорта, целевая программа взаимодействия компании с университетскими комплексами до 2025 года. Программа включает в себя актуализацию программ обучения, доступ студентов старших курсов к системе дистанционного обучения ОАО «РЖД», разработку новых образовательных программ. Ключевым мероприятием раздела «Инфраструктуры» станет обновление учебно-лабораторной базы вузов». По словам Дмитрия Шаханова, акцент в обучении должен быть сделан на освоении новых технологий, используемых на конкретных рабочих местах, и на формировании цифровой грамотности. Кроме того, программа включает мероприятия, направленные на развитие научно-педагогических работников, международного сотрудничества и научного потенциала вузов.

По оценке Агентства стратегических инициатив, после 2020 года в наземном транспорте России появится восемь новых профессий. Основной тренд − развитие интеллектуальных систем в управлении движением и транспортными средствами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика