Природный газ — один из наиболее предпочтительных видов топлива для автотранспорта в разрезе соответствия глобальной экологической повестке и снижения выбросов вредных веществ в окружающую среду. Согласно статистике, в 2020 году более 5 млн тонн загрязняющих веществ выделено в атмосферу от автомобильного транспорта в России. Использование же газомоторной техники позволит снизить выбросы парниковых газов более чем на 25%, а также увеличить срок службы двигателя автомобиля, потому что такая техника соответствует экологическому классу «Евро-6». Примечательно, что по состоянию на 1 января 2021 года более половины российского грузового автопарка не соответствовали даже норме «Евро-2». Несмотря на то, что государство субсидирует затраты на переоборудование транспорта, темпы увеличения количества транспорта на ГБО не такие высокие.
В начале недели комитет Совета Федерации по экономической политике предложил Министерству энергетики РФ упростить процесс перевода автомобилей на газовое топливо, сократив количество согласований с ГИБДД для автовладельцев. Данная инициатива озвучена в письме, направленному министру энергетики РФ Николаю Шульгинову.
«В качестве мер, направленных на решение проблемных вопросов, регионами предлагается исключить из процедуры переоборудования транспортных средств первое обращение в ГИБДД с целью разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства при установке газобаллонного оборудования для использования природного газа в качестве моторного топлива, так как аналогичное заключение предоставляет испытательная лаборатория, а информация о наложенных ограничениях регистрационных действий на транспортное средство находится в свободном доступе», — говорится в документе.
На сегодняшний момент из 27 регионов, которым оказывается господдержка при переводе транспорта на газомоторное топливо, на конец ноября 2021 года соответствующие изменения внесены в конструкции более 22 тыс. единиц транспортных средств. В числе проблем, препятствующих развитию рынка газомоторного топлива, регионы указывают в том числе на ограниченное количество приемных дней у инспекторов для оформления документов на переоборудование авто, в виду чего затруднена работа с ГИБДД, а также на длительное согласование документации перед началом работ.
Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов также предлагает министру увеличить количество испытательных лабораторий, оказывающих услуги по оформлению разрешительной документации при установке газобаллонного оборудования. «По информации от перевозчиков, осуществляющих межмуниципальные и муниципальные перевозки, проблемами при реализации мероприятий по переоборудованию транспорта для использования природного газа также являются отсутствие заправочных станций, обеспечивающих заправку природным газом, а также удаленность аккредитованной испытательной лаборатории», — отметил сенатор.
Союз предприятий газомоторной отрасли уже предлагал подобную инициативу летом 2021 года — в организации уверены, что снятие барьеров даст толчок переоборудованию автомобилей на ГБО:
«Дело в том, что с 1 июля 2021 года все переоборудованные на газ автомобили должны проверяться в специальных аккредитованных испытательных лабораториях (АИЛ), а в стране таких очень мало – всего 25, поэтому процедура регистрации может растянуться на долгие месяцы. В СПГО утверждают, что именно из-за этой бюрократической проволочки россияне стали переоборудовать свои автомобили на газ в десять раз реже, чем это было в 2019 году. По текущему состоянию установка ГБО в стране фактически прекращена — вместо десятков тысяч переводятся на газ сотни единиц транспорта. Из-за уменьшения количества клиентов замораживаются смежные инвестиционные проекты строительства инфраструктуры ГБО, в том числе заправочных станций. Сотни предприятий отрасли сообщают о об уходе с рынка», — отметили в Союзе предприятий газомоторной отрасли.
Напомним, что в России с 2015 года действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В соответствии с документом установка ГБО считается изменением в конструкции автомобиля и требует обязательной сертификации и регистрации. Изначально ГОСТ 33670-2015 предназначен для единичных транспортных средств. Но решением ЕЭК его действие распространено и на переоборудование автомобилей. Аккредитованная испытательная лаборатория в рамках своих компетенций обязана убедиться в том, что установленное на транспортное средство газобаллонное оборудование (ГБО) является оригинальным и сертифицированным.
Читайте далее: