2021 год для города Воронежа станет годом транспортных перемен — во втором квартале 2021 года в Воронеже началось внедрение новой маршрутной сети. В 2020 году администрация Воронежской области заказала Генеральный план и комплексную схему организации дорожного движения. Сейчас город активно меняется в рамках комплексных предложений, которые были одобрены и утверждены администрацией. О том, как будет меняться город и почему были принято решение отказаться от строительства метрополитена в городе-миллионнике рассказал Игорь Бахирев, заместитель директора Института Генплана города Москвы:
«Как и любой крупный город Воронеж имеет плохую связанность между районами. Имеет большое количество разделителей города в виде реки, водохранилища и железной дороги. Помимо прочего, в Воронеже есть ржавый пояс в серединной части города — остатки промышленных предприятий и производств, которые фактически становится непроницаемым ни для транспорта, ни для пешеходов. Это все отражается на времени поездок, кроме того, транспорт концентрируется на основных магистралях, что вызывает их перегрузку. В генеральном плане предлагается развитие компактного города, а именно территории ржавого пояса. Было предложено сделать такое мероприятие, как дифференцирование транспортных потоков, основной задачей которого является создание большого Воронежского кольца с более высокими скоростями движения и пропускными способностями. Это позволит снизить нагрузку с центральных и серединных частей города. Для внутригородского движения предлагается создание полукольцевого направления в обход центра за счет реорганизации территории. Кроме того, планируется строительство 2-ух дополнительных мостов и строительство путепроводов пересечения железной дороги».
Почему отказались от идеи развития метрополитена в Воронеже?
«Во всех крупных городах нужно выстраивать систему приоритетов, а самый главный приоритет — пассажирских перевозок перед грузовыми. Железная дорога длительное время в России развивалась, как основной грузовой перевозчик, как дальнее сообщение, но никак не городское сообщение. У рельсового транспорта есть свои объективные преимущества: более высокие провозные способности и большая скорость. О строительстве метрополитена велась длительная дискуссия. Мы пришли к выводу, что советский норматив, по которому метрополитен должен появиться в транспортной системе города при достижении им 1 млн жителей — не работает сегодня. В советское время 93% объема пассажирских перевозок были перевозками общественным транспортом, и только 5-7% — индивидуальным. При таких объемах создание более комфортного скоростного транспорта, как метрополитен, было оправдано. Сегодня, глядя на структуру движения в городах, иногда более 50% составляют передвижения на личном транспорте. Мы предлагаем развитие рельсового транспорта на базе трамвая, при этом, может быть разделение на скоростное движение и обычное. Такая опция не может быть предложена ни одним другим видом транспорта. При этом, строительство метрополитена — дорогостоящее мероприятие для города, не говоря уже об эксплуатационных издержках. Опыт Москвы сегодня показывает, что железную дорогу можно и нужно использовать для городского сообщения. Во многих городах железнодорожное пассажирское сообщение не работает в связи с рядом проблем: непривлекательные прилегающие территории, некомфортный подвижной состав, длительные интервалы и высокая стоимость. Решение этих проблем позволяет включить железную дорогу в систему городского сообщения. В генеральном плане города Воронежа это предусмотрено — потребуется строительство дополнительных путей и их электрификация».
Что не вошло в генплан?
«В обоснующих материалах был добавлен план по развитию велотранспортной инфраструктуры. Сегодня нельзя говорить о том, что велосипедный транспорт является приоритетным, однако в последнее время усиленно развиваются средства индивидуальной мобильности, для которых нужна инфраструктура».
Отметим, что изменения касаются и обновления пассажирского городского транспорта. В прошлом году для муниципальной транспортной компании «Воронежпассажиртранс» на условиях льготного лизинга приобретено 62 новых современных ЛиАЗа, а поставку второй партии автобусов — 58 транспортных средств — осуществили в начале апреля текущего года. Частные перевозчики также участвовали в обновлении подвижного состава городского транспорта. Ими приобретены 104 новых автобуса: из них 20 – большого, 34 – среднего и 50 – малого класса. За 2020 год пополнился парк электротранспорта. 15 троллейбусов переданы городу на безвозмездной основе правительством Москвы. По итогам прошедшего года 100 процентов транспортных средств перевозчиков оснащены оборудованием для безналичной оплаты проезда, а доля безналичных платежей пассажиров составила 70%. Также весь подвижной состав подключен к системе ГЛОНАСС. Заключены соглашения о совместной деятельности с сервисами «Яндекс», Google, 2ГИС и другими о предоставлении телематических данных о движении автобусов для своевременного информирования граждан.
Напомним, что в 2020 году были закончены и приняты работы по обоснованию целесообразности развития того или иного вида транспорта в городе Воронеж, которая выполняла компания ООО «Агентство дорожной информации РАДАР». По результатам первого этапа работ были выполнены исследования, которые показали, что строительство метрополитена и строительство скоростного трамвая в городе Воронеже нецелесообразно. В качестве наиболее эффективного варианта развития системы городского пассажирского транспорта общего пользования признано развитие автобусного и троллейбусного сообщений с организацией сети выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств. Концепция, предложенная разработчиками из компании «РАДАР», начала реализовываться с начала 2021 года.
Читайте далее: