Оценка социально-экономических эффектов от транспортных проектов для целей принятия решений о целесообразности их реализации

На «Транспортной неделе — 2025» был презентован буклет «Оценка социально-экономических эффектов от транспортных проектов для целей принятия решений о целесообразности их реализации», разъясняющий принципы оценки социально-экономической эффективности транспортных проектов. Центр стратегических разработок и Минэкономразвития России сделали его специально для региональных команд, экспертного сообщества и инвесторов.

Для проведения оценки социально-экономических эффектов от транспортного проекта по Методике № 1512 используется три основных источника данных:

  1. Заполненный Инициатором паспорт проекта
  2. Расчетные данные Минэкономразвития России и Центра стратегических разработок
  3. Общедоступные данные (Росстат, ГИБДД и пр.)

В буклете представлены формулы эффектов инвестиционного спроса и эффектов от содержания объектов инфраструктуры, эффекты от экономии времени в пути пассажиров, снижения количества ДТП на автодорогах, эффекты от прироста туристического потока.

Горовая Татьяна Викторовна, Первый заместитель генерального директора Фонда «Центр стратегических разработок», Председатель Общественного совета при Министерстве транспорта РФ:

Сейчас оцениваются и сравниваются проекты одного вида транспорта: дороги с дорогами, порты с портами, аэропорты с аэропортами. В буклете мы для каждого эффекта пояснили, для какого вида транспорта он актуален, и от каких экономических и технических показателей проекта он зависит. Это позволит сосредоточиться на наиболее перспективных проектах, сократить время на доработку заявки и в конечном счете быстрее получать финансирование и быстрее начинать строить. А практическую пользу от повышения социально-экономической эффективности инвестиций в транспорт получат все российские пассажиры и грузоотправители.

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, д.т.н. Михаил Якимов:

Получился простой и универсальный инструмент, который просто и наглядно формулирует понятие эффекта от инфраструктурных проектов. Его можно применять ко всем инфраструктурным проектам, например, строительству дорог, аэропортов и даже отдельных участков или элементов улично-дорожной сети, таких как мосты и развязки. Эффект определяется как некий полезный результат, отнесенный к капиталовложениям, затраченным на получение этого результата.

Разработчику хочется посоветовать представить общую структурную схему в виде, возможно, блок-схемы расчета социально-экономических эффектов, чтобы на одной странице была понятна общая структура слагаемых и множителей, из которых складывается данный расчет.

Представляется, что, используя параметры, которые считаются эффектом, в частности, параметры влияния видов транспорта, влияние сокращения времени и территории, можно поставить оптимизационную задачу. Соответственно, необходимо создать оптимальную модель распределения всего объема перевозимых грузов и пассажиров во времени и пространстве, как по территории страны, так и по видам транспорта. Решение этой задачи могло бы стать важным этапом в концепции пространственного развития страны и формирования новой транспортной стратегии Российской Федерации.

Читать далее:

Транспорт и качество жизни: новые ориентиры пространственного развития

Новые ориентиры в транспортном образовании: как ВУЗы готовят специалистов будущего

Транспортная неделя 2025: новый взгляд на мегапроекты и роль науки

🔹 Поделиться ВКонтакте
🔹 Поделиться в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика