В течение 2021 года коллектив Института транспортного планирования Российской академии транспорта выполнял большой комплекс работ в области транспортного консалтинга, транспортного планирования и моделирования, подготовки проектной и конкурсной документации для разработки документов транспортного планирования, разработки концепции организации транспортного обслуживания населения, оптимизации маршрутной сети, разработки модели организации регулярных перевозок пассажиров и багажа городским пассажирским транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок городов и регионов страны.
Специалистами Института транспортного планирования Российской академии транспорта был проведен ряд вебинаров из цикла «Городская СРЕДА» на тему «Формирование эффективной модели транспортного обслуживания населения». Инициатива о проведении вебинаров исходила от транспортных администраций городов Российской Федерации. На вебинарах из цикла «Городская СРЕДА» директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович рассказал об основных методических подходах по формированию новой модели транспортного обслуживания населения в городах.
Кроме того, на вебинарах выступали руководитель Департамента транспорта Администрации города Перми Путин Анатолий Алексеевич, а также исполнительный директор Агентства дорожной информации РАДАР Попов Юрий Александрович.
Участникам вебинаров была представлена презентация с описанием пошагового алгоритма разработки и внедрения новой модели транспортного обслуживания населения в российских городах. После презентации представители транспортных администраций городов задавали интересующие их вопросы по формированию эффективной маршрутной сети, перехода на новую модель взаимоотношений с перевозчиками, а также плюсов и минусов введения регулируемого тарифа и брутто-контрактов.
Институт транспортного планирования Российской академии транспорта оказывал содействие органам исполнительной власти и транспортным администрациям крупных муниципальных образований и регионов в подготовке и организации работ по разработке документов транспортного планирования, подготовке проектов конкурсной документации, осуществлении оценки и приемки данных работ.
Специалисты Института транспортного планирования Российской академии транспорта под руководством директора Института транспортного планирования, доктора технических наук Якимова Михаила Ростиславовича привлекались к процедуре сдачи-приёмки работ в области разработки документов транспортного планирования и документов планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа городским пассажирским транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок городов и регионов страны. В частности были подготовлены экспертные заключения на научно-исследовательские работы по заказам органов исполнительной власти и транспортных администраций отдельных городов и регионов, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам различными консалтинговыми организациями, ВУЗами и институтами в масштабах всей страны и отдельных регионов. По заказу Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка было подготовлено экспертное заключение на три этапа выполнения научно-исследовательской работы «Актуализация программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексной схемы организации дорожного движения в границах муниципального образования город Липецк». По заказу Департамента транспорта администрации города Липецка было подготовлено экспертное заключение на научно-исследовательскую работу «Подготовка научно обоснованных предложений по внесению изменений в документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Липецк».
По результатам рассмотрения выполненных Институтом экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ работ сотрудниками Института транспортного планирования Российской академии транспорта было подготовлено пять экспертных заключений, четыре из которых являются положительными и одно отрицательным.
В частности в ходе экспертизы в качестве замечаний к работам, выполненным сотрудниками Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, было указано следующие:
- Требование Технического задания в части ввода в транспортную модель социально-экономической статистики транспортных районов было выполнено некорректно. Было найдено несоответствие показателей социально-экономической статистики в разрезе транспортных районов в файле прогнозной транспортной модели.
- Требование Технического задания в части ввода в транспортную модель режимов работы светофорных объектов (циклы, фазы и др.) было не выполнено. В файле прогнозной транспортной модели отсутствовали режимы работы светофорных объектов (циклы, фазы и др.).
- Калибровка транспортной модели была не выполнена. В файле прогнозной транспортной модели отсутствовали натурные данные об интенсивности движения транспортных потоков.
- Предусмотренное Техническим заданием требование к транспортной модели и количеству слоев спроса (не менее 17) было выполнено не полностью. Предложенный авторами Отчета оригинальный подход к формированию количества слоев спроса нуждался в дополнительном обосновании.
- В Отчетах о выполненных работах отсутствовали ссылки на соответствующие источники информации, а именно ссылки на научные статьи, публикации в российских и международных специализированных рецензируемых научных журналах, а также отсутствовало развернутое обоснование выбранных значений параметров, используемых в прогнозной транспортной модели города Липецка.
Специалистам Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, а также их заказчикам были даны конкретные рекомендации об устранении указанных недостатков при выполнении работ с целью их последующей успешной приемки и оплаты выполненных работ.