Вопросы повышения безопасности перевозок общественным пассажирским транспортом – старые проблемы и новые вызовы, связанные с эпидемией COVID-2019

В среду, 15 июля, прошла конференция «Вопросы повышения безопасности перевозок общественным пассажирским транспортом – старые проблемы и новые вызовы, связанные с эпидемией COVID-2019», на которой ведущие российские эксперты в области обеспечения безопасности перевозок  общественным транспортом, представители исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, операторы общественного пассажирского транспорта обсудили общие вопросы обеспечения безопасности перевозок автомобильным и городским транспортом, а также вопросы, связанные с новой угрозой — коронавирусной инфекцией. Модератором конференции выступил

Вадим Валерьянович Донченко  к.т.н., научный руководитель ОАО «НИИАТ». Вадим Валерьянович подчеркнул, что сегодня мы вынуждены учитывать 4 направления безопасности наземного транспорта: безопасность дорожного движения, экологическую безопасность, климатическую безопасность и эпидемиологическую безопасность. Последняя, характеризуется массовым скоплением людей в транспортных средствах, и стоит учитывать, что это другая сфера безопасности со своими специфическими факторами.

Владимир Луговенко, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, к.т.н., в ходе конференции рассказал о государственной политике в области обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов. Эксперт уделил особое внимание показателям: «Транспортный комплекс Российской Федерации- это мощный инструмент для передвижения, при этом комплекс насчитывает более 55 млн. автотранспортных средств. При такой мощности комплекса обойтись без государственного регулирования невозможно. Если говорить об аварийности, то за первые полгода 2020 года было зафиксировано снижение количества погибших по вине водителя автобусов на 47,1%. Тенденция снижения аварийности наблюдается с 2019 года. Основными причинами ДТП с участием автобусов являются неудовлетворительные дорожные условия, эксплуатация технически неисправных транспортных средств и непосредственно вина водителя. 18 февраля 2020 года состоялась коллегия Министерства транспорта РФ, которая определила основные направления по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами – это 8 направлений деятельности. Основным блоком является установление единых требования в сфере обеспечения безопасности перевозок. Безопасность перевозок закладывается не на дороге, а на предприятии, где следят за выпуском технически исправного транспортного средства, за допуском водителя. Следующим блоком является создание благоприятных экономических условий работы перевозчиков – необходимо завершить работу по созданию четких и прозрачных условий деятельности перевозчиков вне зависимости от их организационно-правовых форм. Недофинансирование услуг транспортных компаний приводит к одному из двух последствий – либо к банкротству предприятий, либо к экономии и минимизации издержек за счет ненадлежащего исполнения требований в области безопасности перевозок. Поэтому реализуется федеральная поддержка в части закупки подвижного состава, в рамках національного проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Поставки автобусов на льготных условиях запланированы  в 53 субъектах РФ, в 60 агломерациях. В 2020 году предусматривается финансирование мероприятия по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта и городских агломераций в размере 4 000 млн. руб из средств федерального бюджета и 2 667 млн. рублей из внебюджетных источников, привлекаемых ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания». В текущем году планируется приобретение 511 транспортных средств в 12 городских агломераций. Необходимой стала цифровизация автотранспортного комплекса. Контрольно-надзорные органы не могут осуществлять тотальный контроль и эффективное решить эту задачу невозможно без цифровизации транспортного комплекса». Владимир Владимирович также  отметил нецелесообразность использования бумажных носителей и подчеркнул необходимость введения «безбумажных перевозок пассажиров и грузов», которое включает в себя создание инструментов для управления качеством транспортных услуг, повышение транспортной безопасности и повышение качества государственных услуг.

С докладом выступил Юсуп Хасиев, руководитель офисов МСОТ в Москве и Астане. В ходе своего доклада эксперт дал несколько рекомендаций, основываясь на тех данных, которые были получены в процессе исследований: «Наша основная рекомендация заключается в том, что общественный транспорт должен оставаться в центре городской мобильности. Нам придется переосмыслить конфигурацию общественного транспорта, чтобы обеспечить возможность социальной дистанции. Отмечу, что из-за разнообразия нормативно правовой базы и предпринятых мер, темпы возвращения в более менее привычный ритм жизни будет отличаться от страны к стране и в основном это будет зависеть от решений принятых органами власти. Особую важность представляют информационные кампании. Операторы должны использовать все каналы информирования пассажиров и напоминать о необходимости ношения средств индивидуальной защиты». 

О состоянии аварийности в 2019 году и тенденциях ее изменения в 2020 году рассказал Чипурин Сергей, начальник отдела технического надзора ГУОБДД МВД России: «Эпидемиологическая ситуация безусловно повлияла на показатели аварийности на общественном пассажирском транспорте за счет сокращения перевозок. В то же время, даже в этот период в отдельных субъектах России был зафиксирован рост количества ДТП по вине водителей автобусов, и это свидетельствует о том, что даже при снижении транспортного потока невыполнение требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения приводит к трагичным последствиям. В этом году водителями автобусов уже было совершено более полумиллиона административных правонарушений различного характера: от управления технически неисправным транспортным средством до проезда на красный сигнал светофора». Начальник отдела технического надзора ГУОБДД МВД России выразил опасение, что снятие ограничений повлечет увеличение транспортного потока, и перевозчики будут пытаться восстановить убытки, связанные со снижением пассажиропотока, в ущерб безопасности перевозок.

Арсен Мартиросянц, начальник Управления пассажирских перевозок ФБУ «Росавтотранс» отметил, что риск распространения инфекции во многих регионах оценивается как высокий. В связи с тем, что Министерство транспорта РФ совместно с Роспотребнадзором разработали методические рекомендации по организации работы предприятия в целях защиты пассажиров и персонала в условиях неблагоприятной эпидемиологический обстановки, ФБУ «Росавтотранс» внедрили новую технологию в свою работу. «В настоящее время перевозчики и владельцы транспортной инфраструктуры учитывают эти рекомендации при работе. Мы считаем, что использование бумажных носителей может быть одним из каналов распространения инфекции, и это являться еще одной причиной для широкого внедрения цифровых сервисов. Для организации пассажирских перевозках автотранспортом была внедрена и автоматизирована система АС 220-ФЗ. Данная система позволяет дистанционно получать государственную услугу на оформление межрегиональных маршрутов регулярных перевозок и осуществлять регистрацию объектов транспортной инфраструктуры. Внедрение АС 220-ФЗ позволило оптимизировать порядок рассмотрения документов и увеличить производительность процессов. Перевозчики и владельцы остановочных пунктов через личный кабинет могут управлять всеми процессами и подавать заявление. Программа позволяет автоматически обнаружить пересечение по времени отправления на заявленном маршруте и отображает на карте пересекающиеся маршруты, что ускоряет процесс принятия решения» — рассказал эксперт.

Марина Курганская, пресс-секретарь Научно-исследовательского и проектного института городского транспорта города Москвы, уделила внимание мировым практикам по обеспечению безопасности на общественном транспорте. Эксперт рассказала, какие технологии и меры применяли другие страны во время пандемии коронавируса. Сингапур, Австралия и Гонконг пошли по пути продления «часов пик», что сократило количество поездок в эти часы на 7-8%. В части уборки и дезинфекции выделилась Малайзия, однако дезинфекция Московского метрополитена была одной из самых тщательных в мире. В Праге и некоторых городах Италии для дезинфекции использовали озон. В Китае внедрили систему продажи билетов по имени, чтобы отслеживать пассажиров и выявлять контакты пассажиров, у которых обнаружилась коронавирусная инфекция. В Лиссабоне и Тулузе проезд в метрополитене во время пандемии стал бесплатным.

Ишков Владимир, заместитель генерального директора СПБ «ГУП Пассажиравтотранс», рассказал как предприятию удалось справиться со сложной эпидемиологической ситуацией: «В течение трех дней с момента утверждения постановления Правительства Санкт-Петербурга в СПБ ГУП «Пассажиравтотранс» было организовано проведение следующих мероприятий: дезинфекция транспортных средств, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, обеспечение антисептиков для рук, проведение термометрии, режим дистанционной работы, учет и контроль заболеваемости работников. С 16.03.2020 дезинфекция проводилась в парках и на конечных станциях после каждого рейса. В процессе организации работы по противодействию коронавирусной инфекции возникал ряд временных проблем, а именно, отсутствие у поставщиков необходимого количества средств индивидуальной защиты и повышение их стоимости, снижение пассажиропотока и разъяснительная работа с пассажирами о необходимости ношения средств индивидуальной защиты. Тем не менее, в результате реализации данных мероприятий удалось избежать распространения коронавирусной инфекции на предприятии, а общее количество заболевших на 15.07.2020 составляет 16 человек из более чем 12 000 сотрудников».

Анализируя выступления всех участников конференции, можно смело отметить важность совокупности факторов, где ключевую роль играет экологиче­ская обстановка. Период затяжной самоизоляции поменял подход к технологиям, привычки людей, систему госуправления, вынужденную подстраиваться под реалии новых угроз, не забывая при этом о работе над старыми общеизвестными проблемами. Создавшаяся в период пандемии ситуация в экономике и в работе транспорта при всех негативных последствия создала беспрецедентные возможности не только для посткризисного развития транспортной системы, но и для развития цифровизации.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика