Рейтинг эффективности функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования в городах
На протяжении последних десяти лет транспортные системы российских городов претерпевают серьезные изменения. Меняется отношение жителей городов к использованию личного автомобиля, изменяется отношение к общественному транспорту, повышаются запросы к качеству жизни в городах. Вслед за вопросами организации движения активно обсуждаются вопросы функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования. В обществе обсуждаются и ставятся перед руководителями города как общие вопросы принадлежности транспорта и оплаты транспортной работы, так и частные вопросы функционирования маршрутной сети, типа подвижного состава, используемого на маршрутах. В России активно обсуждаются примеры тех или иных управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования в отдельных городах и регионах.
В журнале «Городской транспорт» (выпуск № 1, апрель 2021 г.) была опубликована большая статья о сравнении результатов реформирования городского пассажирского транспорта общего пользования в Перми и Тверской области, были представлены отдельные параметры, оценивающие эффективность функционирования того или иного вида транспорта в крупных российских городах.
В последнее время в профессиональном сообществе на различных площадках при обсуждении неподдельный интерес вызывают оценки той или иной стратегии транспортных реформ в том или ином городе России. Обсуждаются удачные либо сомнительные подходы к формированию эффективной транспортной системы. Делаются попытки сравнить отдельные города между собой с точки зрения сравнения качества работы общественного транспорта, удобства пассажиров, качества маршрутной сети и комфорта подвижного состава, работающего на нем. Подобные рейтинги обычно основываются на субъективных показателях оценки теми или иными экспертами, той или иной аудиторией различных аспектов функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования с точки зрения удобства и комфорта пассажиров.
Представляет интерес разработка методики максимально формализованной оценки работы общественного транспорта в городах. В первую очередь, оценки эффективности такой работы. Здесь мы представляем результаты оценки эффективности функционирования системы городского пассажирского транспорта общего пользования в 200 российских городах на основе методики, разработанной специалистами Российской академии транспорта. Результаты исследования основываются на анализе максимально формализованного объема исходных данных, полученных в результате адресных запросов к органам законодательной и исполнительной власти городов и регионов, касающихся основных показателей функционирования транспорта общего пользования в городах. Результат исследования представляет в итоге рейтинг эффективности функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования для большинства российских городов.
Лучшими городами с точки зрения эффективности работы городского пассажирского транспорта общего пользования Российской Федерации являются города Пермь, Великий Новгород, Ижевск, Волгодонск. А самый эффективный городской пассажирский транспорт общего пользования функционирует в городе Чебоксары.
С методикой и исходными данными, на основе которых был составлен настоящий рейтинг, можно ознакомиться здесь:
Методика оценки эффективности функционирования ГПТОП в городах
Исходные данные для оценки эффективности функционирования ГПТОП в городах
Итоговое место в рейтинге |
Город |
Значение показателя эффективности функционирования ГПТОП |
1 | Чебоксары | 3.6554 |
2 | Пермь | 1.8926 |
3 | Великий Новгород | 1.0898 |
4 | Ижевск | 0.7181 |
5 | Волгодонск | 0.6486 |
6 | Орел | 0.4480 |
7 | Тула | 0.2786 |
8 | Киров | 0.2736 |
9 | Новосибирск | 0.2576 |
10 | Липецк | 0.2466 |
11 | Череповец | 0.2121 |
12 | Миасс | 0.1987 |
13 | Гатчина | 0.1969 |
14 | Воронеж | 0.1805 |
15 | Арзамас | 0.1545 |
16 | Владивосток | 0.1533 |
17 | Курск | 0.1298 |
18 | Набережные Челны | 0.1185 |
19 | Чистополь | 0.1161 |
20 | Азов | 0.1103 |
21 | Ростов-на-Дону | 0.0977 |
22 | Усолье-Сибирское | 0.0920 |
23 | Киселевск | 0.0849 |
24 | Батайск | 0.0795 |
25 | Северск | 0.0766 |
26 | Волгоград | 0.0746 |
27 | Муром | 0.0744 |
28 | Благовещенск | 0.0734 |
29 | Тольятти | 0.0725 |
30 | Тверь | 0.0707 |
31 | Новый Уренгой | 0.0696 |
32 | Альметьевск | 0.0632 |
33 | Хабаровск | 0.0628 |
34 | Новочеркасск | 0.0628 |
35 | Белгород | 0.0578 |
36 | Братск | 0.0570 |
37 | Тюмень | 0.0545 |
38 | Подольск | 0.0541 |
39 | Архангельск | 0.0530 |
40 | Омск | 0.0530 |
41 | Тобольск | 0.0513 |
42 | Домодедово | 0.0486 |
43 | Ивантеевка | 0.0465 |
44 | Арсеньев | 0.0453 |
45 | Орск | 0.0451 |
46 | Выкса | 0.0447 |
47 | Южно-Сахалинск | 0.0414 |
48 | Барнаул | 0.0411 |
49 | Ревда | 0.0405 |
50 | Тамбов | 0.0374 |
51 | Лысьва | 0.0369 |
52 | Бор | 0.0362 |
53 | Клин | 0.0359 |
54 | Ишим | 0.0351 |
55 | Чита | 0.0345 |
56 | Ковров | 0.0345 |
57 | Норильск | 0.0342 |
58 | Волжский | 0.0311 |
59 | Сочи | 0.0306 |
60 | Иркутск | 0.0294 |
61 | Красногорск | 0.0289 |
62 | Свободный | 0.0276 |
63 | Орехово-Зуево | 0.0263 |
64 | Лесосибирск | 0.0260 |
65 | Балаково | 0.0251 |
66 | Улан-Удэ | 0.0236 |
67 | Сургут | 0.0219 |
68 | Кострома | 0.0211 |
69 | Электросталь | 0.0200 |
70 | Воскресенск | 0.0193 |
71 | Крымск | 0.0179 |
72 | Петрозаводск | 0.0179 |
73 | Ухта | 0.0167 |
74 | Магадан | 0.0162 |
75 | Сибай | 0.0146 |
76 | Губкин | 0.0144 |
77 | Рубцовск | 0.0139 |
78 | Ачинск | 0.0137 |
79 | Солнечногорск | 0.0137 |
80 | Балашиха | 0.0136 |
81 | Боровичи | 0.0136 |
82 | Раменское | 0.0129 |
83 | Шадринск | 0.0128 |
84 | Каменск-Уральский | 0.0125 |
85 | Лыткарино | 0.0119 |
86 | Бугульма | 0.0118 |
87 | Серов | 0.0118 |
88 | Лесной | 0.0112 |
89 | Чехов | 0.0109 |
90 | Ханты-Мансийск | 0.0106 |
91 | Климовск | 0.0105 |
92 | Новороссийск | 0.0099 |
93 | Лиски | 0.0087 |
94 | Ноябрьск | 0.0087 |
95 | Георгиевск | 0.0083 |
96 | Брянск | 0.0082 |
97 | Салават | 0.0080 |
98 | Первоуральск | 0.0079 |
99 | Заречный | 0.0077 |
100 | Копейск | 0.0076 |
101 | Новоуральск | 0.0074 |
102 | Обнинск | 0.0074 |
103 | Кириши | 0.0070 |
104 | Волжск | 0.0069 |
105 | Пушкино | 0.0064 |
106 | Саров | 0.0062 |
107 | Алексин | 0.0059 |
108 | Донской | 0.0057 |
109 | Канск | 0.0057 |
110 | Новотроицк | 0.0053 |
111 | Кропоткин | 0.0053 |
112 | Бузулук | 0.0052 |
113 | Славянск-на Кубани | 0.0052 |
114 | Лабинск | 0.0048 |
115 | Жигулевск | 0.0043 |
116 | Тимашевск | 0.0037 |
117 | Анапа | 0.0036 |
118 | Хасавюрт | 0.0033 |
119 | Оренбург | 0.0027 |
120 | Гуково | 0.0020 |
121 | Чапаевск | 0.0020 |
122 | Сальск | 0.0020 |
123 | Прохладный | 0.0019 |
124 | Невинномысск | 0.0016 |
125 | Элиста | 0.0010 |
126 | Михайловск | 0.0008 |
127 | Великие Луки | 0.0006 |
128 | Буйнакск | 0.0004 |
129 | Новомосковск | 0.0003 |