Формирование эффективной цифровой системы: Национальная транспортно-логистическая платформа и транспортно-экономический баланс

18 сентября в Москве стартовал 9-й международный форум и выставка «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта».

Это ключевое событие в области внедрения интеллектуальных транспортных систем и цифровых технологий в транспортном и дорожном хозяйстве проходит при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Государственной Думы Российской Федерации, ФАУ «РОСДОРНИИ», ФГУП «ЗащитаИнфо Транс», представителей регионов России, объединений и ассоциаций, а также ведущих компаний-поставщиков технологий в сфере ИТС и цифровых решений.

Организатором мероприятия выступила Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта».

В ходе пленарной дискуссии «ИТС для жизни региона, города, человека» обсуждались насущные вопросы реализации национальных и федеральных проектов, интеграции интеллектуальных транспортных систем в регионах России, а также перспективы международного сотрудничества и технологического партнерства. Участники обсуждали эффективные отечественные практики внедрения искусственного интеллекта в транспортной сфере и дорожной деятельности, вопросы информационной безопасности, перспективные технологии будущего, инфраструктуру для ВАТС, новейшие методы обеспечения безопасности дорожного движения и многое другое.

Сёмкин Александр Николаевич, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», модератор форума ИТС России:

С одной стороны, да, мы говорим, что слава богу, ИТС доказал свою состоятельность. Он включён в новые проекты, но, возможно, внутри происходит некая трансформация. Когда мы говорим, что подсистемы внедряются в агломерациях и городах, они, вероятно, не существуют сами по себе. Они должны дополнять друг друга, стремясь к единому максимальному критерию оценки — комфорту жизни на конкретной территории. Учитывая, что вы участвуете в рабочих группах и госсовете, видите стратегии развития, чего нам ждать в ближайшее время? Куда двигаться бизнесу, что учитывать с точки зрения корректировки и разработки системы?

Блинкин Михаил Яковлевич, научный руководитель института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

Действительно, я до сих пор являюсь председателем экспертных советов национальных проектов, которые завершают своё существование, но я думаю, что продолжу работать в новом проекте. Важно отметить, что название нашей пленарной дискуссии выбрано крайне удачно — «ИТС для жизни региона, города, человека».

Если выйти за рамки наших узких профессиональных интересов и взглянуть на жизнь простого человека, Интеллектуальные транспортные системы для обывателя значат многое. Он может вызвать такси в любом городе Российской Федерации, оплатить парковку. Конечно, это вызывает недовольство, никто в мире не любит платить за парковку. Но у нас это возможно.

Мы вступили на этот путь немного позже, сразу перепрыгнув несколько ступеней. Я не говорю уже о таких вещах, как железнодорожные и авиабилеты. Я уже забыл, где находится железнодорожная касса, потому что она больше не нужна.

Программа обновления шла в рамках Национального проекта безопасности и качества дорог, включавшего Федеральный проект общественного транспорта. Начались очень серьёзные преобразования, где участвовали федеральные министерства природных ресурсов, экологии, промышленности и другие. Обновление парка подвижного состава сопровождали значительные успехи по всей стране.

Без таких простых вещей, как удобное билетно-тарифное меню с простыми платёжными инструментами, нельзя было бы добиться этих результатов. Говоря проще, мы оптимизировали маршрутную сеть, чтобы не приходилось покупать два билета вместо одного.

И главное, это перевод грандиозной системы дорожного хозяйства в самый обыкновенный бизнес. Ведь дорожное хозяйство попало в бюджетную систему по той причине, что технически невозможно было собрать деньги без налоговых механизмов.

Бизнес реагирует на любые вызовы быстрее и умнее, чем академические учёные.

Горовая Татьяна Викторовна, председатель Общественного Совета Министерства транспорта Российской Федерации:

Путь мой карьерный всегда вращался вокруг аналитики. Работала я в Минэкономразвитии, в аналитическом центре при правительстве.

Часто, вспоминая события десятилетней и пятнадцатилетней давности, припоминаю вопросы, которые нам задавали со стороны правительства. «Ну вот, эксперты, аналитики, обсудите с научным сообществом, посмотрите, что необходимо для человека, для региона, для перевозчиков в рамках цифровизации». И тогда, помню, мы сидели за круглым столом и придумывали, как было бы хорошо, если бы бумаги исчезли, всё происходило в электронном виде, чтобы идентификация происходила по Face ID, ничего не нужно было бы платить, чтобы всё списывалось автоматически. Чтобы, как сейчас говорит Михаил Яковлевич, в одно касание на одной карте можно было узнать всё, необходимое для маршрута, вплоть до сопровождения по пути.

Тогда это казалось далеким будущим, а сегодня приятно осознавать, что это будущее не только наступает, но в некоторых вопросах уже наступило.

Сейчас в рамках национального проекта, находящегося на финальной стадии формирования эффективной цифровой системы, включены два важнейших мероприятия: национальная транспортно-логистическая платформа и транспортно-экономический баланс. Все уже знакомы с этим проектом, и Дмитрий Владимирович Баканов неоднократно его представлял. Основные цели платформы — увеличение скорости доставки грузов и перевод 90% перевозочных документов в электронный вид.

Мы постарались обсчитать экономические эффекты, и недавно была принята методика оценки эффектов транспортных проектов. Мы оцениваем эффекты от экономии времени в пути для грузов и пассажиров: экономия одной минуты на маршруте одного грузового транспортного средства приносит в среднем 20 рублей прироста ВВП.

Это достигается за счет экономии транспортных затрат, снижения заемного капитала и увеличения объемов выпуска продукции. Производители и научные организации подтверждают, что эти методы реально способствуют повышению эффективности производства.

Если транспортно-экономический баланс решит хотя бы одну ключевую задачу, он станет единым источником фактических и прогнозных данных с точки зрения методологических подходов. Это будет огромным преимуществом как для аналитиков, так и для лиц, принимающих решения. Мы надеемся, что ТЭБ позволит комплексно рассматривать вопросы, видеть влияние грузовой инфраструктуры на пассажирскую и наоборот, оптимизировать маршруты, определять, где требуется развитие инфраструктуры, а где можно ограничиться точечными, тарифными или иными решениями.

Читать далее:

В Москве проведут эксперимент с динамическим тарифом на парковку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика